В её работе приняли участие представители автомобильных заводов КамАЗ, УРАЛ и БелАЗ, поставщика китайской техники на российский рынок ГК «GROSS», компаний «Балтийский лизинг» и «УГМК-Телеком», Северстали и ММК. Участники встречи обсудили опыт автотранспортного управления ММК по эксплуатации автомобилей на сжиженном природном газе (СПГ), подходы компании «НОВАТЭК» к созданию криоАЗС, организацию сервиса и поставку СПГ-техники.
С 2016 года ММК тесно сотрудничает с ПАО «НОВАТЭК» в части внедрения автотранспорта, работающего на сжиженном природном газе. Использование газомоторной техники позволяет снизить вредное влияние на окружающую среду, а значит, природный газ – один из самых предпочтительных видов топлива, учитывая усилия ММК, направленные на устойчивое развитие и решение экологических проблем.
В 2020 году в районе пятой аглофабрики НОВАТЭК построил и ввёл в эксплуатацию малотоннажный завод мощностью 40 тысяч тонн в год для подготовки и сжижения природного газа, который используется в качестве газомоторного топлива.
– С 2020 года Автотранспортное управление вводит в эксплуатацию транспорт в заводском исполнении, работающий на сжиженном природном газе, – рассказывает начальник управления карьерного транспорта ООО «АТУ» Евгений Синицын. – В настоящее время у нас эксплуатируется 58 единиц транспорта на СПГ – от легкового до грузового: «Газели», «КамАЗы», «УРАЛы», «БелАЗы», автобусы «ЮТОНГи». В этом году приобрели одиннадцать автомобилей «СИТРАК». СПГ выгоднее дизельного при сопоставлении затрат на содержание, ТОиР, а главное – природный газ более экологичен, чем бензин или ДТ. Количество вредных выбросов от него гораздо ниже, и они менее токсичны.
Наибольшую эффективность в эксплуатации показал карьерный самосвал «БелАЗ», который является первой серийной моделью завода, проехал все выставки, а с 2022 года трудится на ММК. Использование СПГ способствовало увеличению ресурса двигателя до капитального ремонта на 40 процентов, на восемнадцать процентов снизились затраты на топливо, на пятнадцать процентов – затраты на ТОиР.
В 2021 на территории промышленной площадки ММК была введена в эксплуатацию стационарная заправочная станция СПГ – единственная в Магнитогорске.
Её строительство шло два года.
– Здесь когда-то было болото, поэтому пришлось завезти много грунта, сделать надёжную «подушку», так как здесь заправляется тяжёлая техника, чтобы ничего не промялось, не прогнулось, не деформировалось, – указывает на аккуратную огороженную площадку менеджер ПАО «НОВАТЭК» Юрий Ерушин. – К каждой колонке идут трубы, сделанные из нержавейки, потому что обычная сталь такой холод не выдержит, лопнет. Запас топлива – десять тонн, на случай форс-мажора имеется дополнительная бочка, чтобы не было простоя. Заправка работает в круглосуточном режиме, одновременно могут заправляться четыре автомобиля.
На газораздаточной колонке только кнопка «включить/выключить» – всё управление процессом осуществляет оператор. Его рабочее место оборудовано двумя мониторами, на которых видно, сколько, куда и когда заправили.
Тридцатитонный «БелАЗ» заезжает на заправку. Объём топливного бака – 450 литров газа. Оператор сообщает, что заправка займёт чуть более минуты.
Нурлан Молдомусаев около месяца работает на автомобиле, переоборудованном под использование сжиженного природного газа (СПГ). Для этого двигатель «БелАЗа», работавшего ранее на дизельном топливе, пришлось основательно «переработать».
– Разница между дизелем и СПГ ощутима, – отмечает Нурлан Джорокулович. – И для экологии хорошо, и для водителей – тяга стала лучше, нет запаха солярки, гари.
– Это второй автомобиль, переоборудованный под СПГ, – подключается к разговору старший механик цеха перевозок № 1 АТУ Сергей Рузманов. – Работы выполняет специализированная компания. Её специалисты снимают заводской силовой агрегат ПМ-2, устанавливают новый – НМ-2, и машина начинает работать на новом топливе. Первый «БелАЗ» на СПГ эксплуатируется у нас уже два года и за это время показал серьёзный экономический эффект по расходу топлива.
Для проведения технического обслуживания и ремонтов автомобилей на СПГ были закуплены специализированные инструменты, диагностическое оборудование, смонтирована станция по дегазации – для того, чтобы автомобиль заехал на ремонт, необходимо откачать газовое топливо. Техперсонал прошёл обучение во внешних образовательных центрах, а кроме того, были сформированы программы для обучения работников непосредственно в АТУ.