ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ о банкротстве одного из крупнейших банков США, да и всего мира, Lehman Brothers эксперты всерьез заговорили о возможности мирового экономического кризиса. Как это скажется на экономике Южного Урала?
Великая депрессия 1929 года тоже началась в США с банкротства одного банка на Среднем Западе Америки, причем не самого крупного. Между тем, Lehman Brothers - действительно один из крупнейших банков мира, чьи активы составляют 600 миллиардов долларов, лишь немногим уступая всему золотовалютному запасу России.
Очевидно, это как-то должно было отразиться и на российской экономике, в том числе и на экономике Челябинской области, где на экспорт идет почти пятая часть промышленной продукции. За восемь месяцев этого года южноуральский экспорт вырос более чем на сорок процентов и составил почти пять миллиардов долларов. Правда, непосредственно в США экспортируется сравнительно немного нашей продукции, но зато в страны ЕС, тесно связанные с американской экономикой, не менее трети.
- Как ни странно, угроза кризиса, вероятно, не коснется основного экспортообразующего комплекса Челябинской области - металлургического, - убежден кандидат экономических наук Александр Козинский из Челябинска. - Трудная экономическая ситуация будет вынуждать страны ЕС и США к поиску более дешевых схем производства своей основной промышленной продукции - а это сложные, дорогие машины и оборудование. До последнего времени Запад находил возможности как-то ограничивать импорт российского металла, чтобы не нанести ущерба своей металлургии. Но происходило это за счет удорожания конечного продукта, который, в свою очередь, импортировали и Китай, и Индия, и Россия. Но сейчас, похоже, ситуация изменилась…
По некоторым признакам, американские компании бросились возвращать свои деньги на родину, изымая их из российской экономики, а также из многих других стран Европы и Азии. Поэтому курс доллара растет по отношению и к рублю, и к евро. В свою очередь, из больной американской банковской системы "побежал" иностранный капитал. Свои активы из США стал выводить и наш Центробанк, и другие российские и прочие финансовые органы, имевшие вклады за океаном.
Обращает на себя внимание любопытное обстоятельство. В то время как российские индексы упали за 16 сентября на 11,47 процента (РТС) и на 17,45 процента (ММВБ), бразильская IBOVESPA упала на 7,59 процента, китайский Hang Seng - на шесть процентов, японский Nikkei - на 4,7 процента, корейский Kospi на 5,9 процента, падение было зафиксировано и на всех европейских биржах, американский индекс Доу-Джонса потерял меньше 0,5 процента. Как это могло случиться, когда котировки Lehman Brothers упали на 90 процентов?
Так могло случиться только в том случае, если началась активная скупка акций американских предприятий реальной экономики. Предприниматели США, работавшие до этого на зарубежных рынках, очевидно, получили своеобразный мессидж - вкладываться в отечественную промышленность. (Некоторым нашим олигархам следовало бы брать с них пример).
- Но доллары сами по себе всего лишь бумага, - говорит Александр Козинский. - Технологии у американцев есть. Им будет нужно много материалов, в том числе металла. Американцы будут возрождать свою промышленность (которая действительно оказалась в глубоком кризисе) по самым дешевым схемам, они по-другому не могут. Возможно, США и не станут покупать металл прямо в Челябинской области, но так или иначе спрос на него на мировых рынках будет высоким.
Несмотря на то, что падение цен на акции ряда наших предприятий чуть не вызвало паники, основная масса российских акционеров не собирается их продавать. И правильно. Уже к 18 сентября наши акции вновь начали дорожать и притом довольно быстро. На Лондонской бирже, в условиях, когда биржи России были в пожарном порядке закрыты, резко пошли вверх цены даже не на сами акции, а на депозитарные расписки на российские акции (ARD).
Когда напряженная ситуация с ликвидностью сказалась на нормальном функционировании достаточно крупных финансовых институтов страны, пришло время задуматься о том, каким компаниям кризисные явления грозят меньше остальных?
Начальник управления аналитических исследований "ВТБ Управление активами" Иван Илюшин к таким предприятиям отнес, в первую очередь, компании металлургического - ОАО "ММК", Северсталь, НЛМК - и нефтегазового секторов.
- Ситуация не грозит ММК и Мечелу никакими проблемами, - комментирует министр промышленности и природных ресурсов области Евгений Тефтелев. - Виктор Филиппович Рашников уже высказался по этому поводу. В прошлом году ММК благодаря фондовому рынку обрел один миллиард долларов на развитие своего производства. Но эти деньги уже получены. В будущем обе компании намерены ориентироваться на внутренний рынок, который уже сейчас получает более половины продукции каждого из комбинатов.
Евгений Тефтелев напомнил: ОАО "ММК" сейчас больше связан с Газпромом, чем с мировой конъюнктурой, планирует поставлять сталь на ЧТПЗ для производства газовых труб. А наш природный газ Западу очень нужен. Приоритет внутреннего рынка подтвердили и в пресс-службе Челябинского металлургического комбината.
Наблюдатели отмечают низкую роль иностранных заимствований обеих компаний в обновлении производства. Лидеры металлургии в основном рассчитывают на внутренние инвестиции, значит, независимы от фондовых передряг.
Цена спасения
Президент США Джордж Буш в минувшую субботу направил в конгресс проект закона, разрешающего потратить из бюджета до 700 миллиардов долларов на поддержку финансового рынка. Речь идет о создании фонда по выкупу у крупных банков и инвестфондов проблемных активов, связанных с ипотечными кредитами. По сути, власти США перешли от тактики выборочного спасения финансовых институтов к оказанию помощи всем, кто еще держится на плаву. Однако накачка рынков ликвидностью увеличивает риски и может дорого обойтись не только американским налогоплательщикам.
Законопроект уже охарактеризовали как самое масштабное вмешательство государства в дела рынка со времен Великой депрессии. В частности, правительство получит право приобретать ипотечные активы у любых финансовых институтов со штаб-квартирой в США. При этом, как обычно, финансовое бремя по решению американских проблем разделят все страны мира: в законопроект включено предложение увеличить максимальный размер государственного долга США с 0,615 триллиона до 11,315 триллиона долларов.
Экономика США оказалась на грани краха, поэтому власти вынуждены рисковать. "Всего лишь за одну неделю произошли банкротство Lehman, национализация AIG, а ведущие независимые инвестбанки Уолл-стрит выставили себя на продажу, - сказал РБК daily стратег по мировым рынкам Cantor Fitzgerald Стивен Поуп. - В США растет обеспокоенность по поводу перспективы перехода ведущих финансовых компаний в руки иностранцев, ближневосточных и азиатских суверенных фондов".