Первый номер многотиражки вышел 5 мая 1935 года - в День советской печати.
К 85-летию "Магнитогорского металла".
В мае этого года "ММ" отметит своё 85-летие. Немногие издания в стране - даже центральные - могут похвастать подобным долголетием. Как, впрочем, и тиражом - более 70 тысяч экземпляров. История "Магнитогорского металла" вообще изобилует интересными фактами, громкими именами и не менее громкими событиями. За минувшие десятилетия газета прошла большой и сложный путь. Она развивалась и менялась вместе со страной, сумела найти свой фирменный стиль и стала по-настоящему народным изданием, брендом. В преддверии юбилея "ММ" начинает публикацию материалов, посвящённых газете и людям, которые её создавали.
Но рождение её состоялось гораздо раньше. В 1932 году Уральский обком партии принял решение об издании на строящемся у подножия Магнитной горы металлургическом гиганте многотиражной газеты, которой предстояло стать информационным рупором молодого предприятия.
К этому времени уже действовал рудник, коксовые батареи, две доменные печи и несколько вспомогательных цехов. Из квалифицированного персонала - 156 инженеров и 116 техников, а для остальных, коих были тысячи, основным орудием труда по-прежнему оставалась лопата. Для дальнейшего развития комбината необходимо было масштабное техническое обучение молодых рабочих и переобучение старых мастеров, не желавших расставаться с дедовскими методами. В эту важную работу должна была включиться и заводская многотиражка.
Редакция газеты, которая получила название "За металл", располагалась в нескольких комнатах двухэтажного деревянного барака позади гостиницы для приезжих специалистов. В штат входили пять человек, из имущества - пишущая машинка и лошадь с телегой. Редактором нового печатного органа назначен помощник начальника основного механического цеха Рафаил Шнейвайс. В 1931 году он участвовал в строительстве первой доменной печи, в это же время включился в рабкоровское движение и выпускал стенную газету "Даёшь чугун!".
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о значении стенгазет и многотиражек в жизни советского общества. Немалую роль сыграли они и в истории "Магнитогорского металла".
В 30-е годы руководство страны активно пропагандировало выпуск газет для рабочих различных отраслей народного хозяйства. Они были рассчитаны на конкретную читательскую аудиторию и способствовали повышению трудовой активности масс. В цехах предприятий большой популярностью пользовались стенные газеты, в которых сами рабочие писали о трудовых успехах и высмеивали недостатки - окружающей действительности и отдельных представителей коллектива. Но у стенгазет был один существенный минус - они выходили в единственном экземпляре. Тогда возникла идея множить их при помощи гектографа - печатного станка. Так появились многотиражные газеты. Несмотря на то, что занимали они низшую ступень в иерархии советской прессы, для миллионов рабочих многотиражки были ближе и роднее центральных газет, ведь рассказывали они о простых людях, их жизни, проблемах и трудовых достижениях.
Но вернёмся к многотиражке "За металл". Газета магнитогорского металлургического комбината выходила четыре раза в неделю на двух полосах. Главными её авторами были рабкоры: машинист танк-паровоза А. Авдеенко, доменщик Г. Герасимов, молодые поэты М. Люгарин, Н. Смелянский, Б. Ручьёв, Л. Татьяничева. Участвовал в жизни многотиражки начальник строительства Яков Гугель. Помогали советом журналисты "Магнитогорского комсомольца" и "Магнитогорского рабочего".
В 1933 году из-за дефицита бумаги большинство многотиражек в стране, в том числе и "За металл", были закрыты. Возобновить выпуск общекомбинатской газеты удалось лишь в 1935 году. Встал вопрос: оставить прежнее название или придумать новое?
На заседании горкома партии после долгих обсуждений было решено назвать многотиражку "Магнитогорский металл" .
Продукция ММК к этому времени считалась в стране своеобразным символом мощи, славы и геройства тысяч людей, и название газеты отражало этот факт. Редакцию разместили в здании заводоуправления в комнате № 7, а ответственным редактором назначили заведующего отделом газеты "Магнитогорский рабочий" Якова Резника. Несмотря на смену "вывески" основной принцип заводской многотиражки остался прежним: главный сотрудник газеты - рабочий корреспондент.
Поначалу в газету, которую читатели для экономии времени стали именовать "ММ", приходило по три-пять заметок в день, постепенно число сообщений увеличилось до 300 в месяц. И почти все они находили место на страницах "Металла", остальные отправлялись в стенновки: в цехах комбината в этот период действовало около ста стенгазет, которые выходили через день.
Летом того же года редакция "Магнитогорского металла" организовала семинар рабкоров, который со временем перерос в школу рабкоров и редакторов. В программу подготовки входили азы журналистской деятельности. В газету мешками приносили письма с просьбой зачислить в "число рабкоров". С развитием стахановского движения в газете была создана рабочая редколлегия. Её костяк составили рабкоры-стахановцы - редакторы цеховых стенгазет: Грязнов, Шварцман, Оздоба, Зудов, Панченко. Армия рабкоров к этому времени насчитывала более шестисот человек.
В 1936 году на ММК проходили стахановские сутки, и "Магнитогорский металл" организовал выездную редакцию во главе с рабкоровским активом. За 24 часа рабочие корреспонденты подготовили три листовки-молнии по тысяче экземпляров каждая. Прямо из типографии их оперативно развозили по цехам. Не успели отгреметь сутки, а "Металл" уже выдвинул призыв принять участие в стахановской "пятидневке".
По просьбе редакторов сатирических выпусков стенгазет журналисты "Магнитогорского металла" обратились к редколлегии журнала "Крокодил" за советом, как сделать сатиру более действенной. Рекомендации прислал лично писатель Михаил Кольцов. В стенгазетах появились сатирические уголки "На вилы", где рабкоры крепко разили лодырей, бракоделов, пьяниц и рвачей. Не менее хлёстко выступал против этих явлений и сам "Магнитогорский металл", его критики боялись не только рабочие, но и руководители.
Газета участвовала в решении технических проблем, с которыми сталкивался строящийся комбинат, освещала переход специальных цехов на поточную систему, уплотнение рабочего дня
"Можно сказать, что с первых номеров заводской газеты начал я с ней свою связь, - писал мастер котельно-ремонтного цеха ММК, один из старейших рабкоров "Металла" С. Ненно. - Работая в цехе, участвуя в газете, я всегда чувствовал, как это мне помогает. Через газету знакомился с новшествами, внедряемыми на производстве, сообщал о том, что нового у нас в цехе и как создаются условия для утверждения нового. В работе на производстве и в общественной деятельности многое черпал из опыта других, освещаемого в газете".
За первый год своего существования "Магнитогорский металл" выпустил триста номеров, с днём рождения коллектив редакции поздравил директор металлургического завода Авраамий Завенягин: "В день большевистской печати и годовщины нашей заводской газеты шлю свой горячий привет редакционному и рабкоровскому коллективу! Желаю газете и дальше быть застрельщицей стахановского движения на заводе, неуклонно расширять свои связи с цехами, с лучшими ударниками. Желаю газете прочно занять положение популярного, хорошо и точно осведомлённого, смелого и настойчивого бойца и друга магнитогорских металлургов".
В конце тридцатых годов многотиражка Магнитогорского металлургического комбината вновь была закрыта. Возможно, причиной послужил арест редактора "Магнитогорского металла" Якова Резника.
После значительного перерыва газету вновь начали издавать в 1939 году. Первый номер вышел 24 декабря - в день выборов в местные Советы депутатов трудящихся
"Общественность завода с большим энтузиазмом встретила возобновление выхода газеты, - отмечал тогдашний редактор "Магнитогорского металла" Петр Печёнкин. - Вопрос о многотиражке не раз поднимался на собрании цехов комбината. Металлурги настоятельно добивались возвращения своей газеты. После первого выхода в редакцию пошёл поток писем, а многие читатели стали нашими постоянными корреспондентами. С первых дней в редакции была организована учёба. Мы добивались такого положения, чтобы новый сотрудник, особенно не имеющий навыков газетной работы, не чувствовал себя пасынком в коллективе, а смог как можно быстрее освоить сложное журналистское ремесло".
И вновь основная нагрузка по подготовке газеты легла на плечи рабкоров - профессиональных журналистов в штате почти не было. Осложняло дело и отсутствие собственной полиграфической базы. Поначалу многотиражку печатали в типографии металлургического комбината, затем - в типографии "Магнитогорского рабочего". Выходила она ежедневно на четырёх полосах форматом 29 на 41 сантиметр.
Одной из первых газета поддержала предвоенный клич: "Женщинам - профессию металлурга!" После того, как работница мартеновского цеха Татьяна Ипполитова сварила скоростную плавку, стахановец - рабкор Алексей Грязнов принёс в редакцию заметку: "Наш привет сталевару Ипполитовой". Прочитав этот материал, заведующая цеховым отделом кадров Марианна Зикеева решила освоить новую профессию, и уже через год "ММ" опубликовал её заметку "Как я стала сталеваром".
Так сквозь газетные строки с каждым днём всё отчётливее просматривались очертания будущего гиганта чёрной металлургии.
Продолжение следует.