Это событие стало поводом для беседы с вице-президентом управляющей компании ММК по финансам и экономике Олегом Федониным.
- Олег Владимирович, ММК не первый раз участвует в конкурсах годовых отчетов и не первый раз отмечен наградами. В прошлом году комбинат стал абсолютным победителем V открытого конкурса, проходившего в рамках VII международного инвестиционного форума "Сочи-2008", получил ряд наград в других конкурсах. Что значит для ММК новый успех?
- Это доказательство и признание нашего движения вперед. Сочинский конкурс, в котором принимает участие значительное число крупнейших российских организаций, ежегодно является одним из крупнейших событий такого рода в России и проходит под патронатом президента и правительства РФ, хотя имеет региональный статус. Нынешняя победа - знаковая: впервые ММК одержал победу в федеральном конкурсе годовых отчетов, где первоклассных участников на порядок больше и критерии строже. Он проходил с 24 августа по 18 ноября. Подведение итогов и объявление победителей состоялись на прошлой неделе в Москве в рамках VI федерального инвестиционного форума.
- Какова цель подобных конкурсов, кто участники?
- Российская экономика стала частью мировой. Важнейшей задачей является построение бизнеса российскими корпорациями на основе общепринятых мировых правил, и важнейшие из них - прозрачность и открытость. Инвесторы и акционеры, органы власти и общественные институты, каждое заинтересованное лицо вправе знать о результатах работы любого открытого акционерного общества, о причинах тех или иных результатов, о том, как осуществляется управление, как реализуется производственная, техническая, экологическая или социальная политика, какова стратегия его развития.
Существует несколько основных способов раскрытия информации о деятельности акционерного общества. В их числе интернет-сайт компании - наиболее современное и гибкое средство коммуникации. Презентации, телеконференции и пресс-релизы, встречи "один на один" - также прекрасные способы общения. Плюсом электронной почты является возможность общения в режиме "вопрос-ответ", но ограничения в отношении аудитории очевидны. Наконец годовой отчет, публикуемый раз в год. Он отличается меньшей оперативностью, чем остальные способы, но превосходит их по комплексности и широте представленной информации. Он, как и интернет-сайт, ориентирован на все группы заинтересованных лиц и по законодательству является обязательным документом для любого открытого акционерного общества. Закон гарантирует минимально необходимый уровень раскрытия информации в годовом отчете, но есть еще то, что называется "лучшая практика".
"Лучшая практика" - это дополнительные объемы раскрываемой информации и оригинальный способ ее представления, наличие интересной концепции отчета, реализация этой идеи в тексте и дизайне. Разумеется, это качественный литературный текст, понятная и логичная структура, масса элементов и деталей, которые заставляют "зацепить" внимание потенциального пользователя, заинтересовать его.
Вот для определения лидеров в этой области, то есть компаний, которые максимально соответствуют "лучшей практике", и организуют подобные конкурсы. А от успешного решения этой задачи напрямую зависит повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.
И еще одно немаловажное обстоятельство: "лучшая практика" - это не застывшая конструкция. Она постоянно развивается, меняется. Более того - одновременно могут присутствовать и конкурировать между собой разнонаправленные тренды - например, у идеи интересного дизайна и оформления есть противники, считающие, что отчет должен быть максимально сухим и практически без оформления. Поэтому каждый такой конкурс - еще и "площадка" для отстаивания своей точки зрения.
- Легко ли далась победа?
- Для ММК это трудная награда, значимая и почетная победа - ведь в конкурсе участвовало 105 крупнейших открытых акционерных обществ России. Назову только самые громкие имена, которые у всех на слуху: Газпром и Лукойл, Роснефть и ТНК-ВР, Банк ВТБ, Внешэкономбанк и Газпромбанк, РЖД, Вымпелком (Билайн), Северсталь (Череповецкий металлургический комбинат), НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Слабых участников не было, на суд жюри выставляли свои работы лидеры экономики России, многие отчеты были выполнены специализированными консалтинговыми и дизайнерскими компаниями. Все были ориентированы на победу. Но жюри отдало предпочтение ММК. В его составе были представители Министерства финансов РФ, федеральной службы по финансовым рынкам РФ, фондовой биржи "ММВБ", компании Standard&Poors, входящей в тройку крупнейших мировых рейтинговых агентств, Национальной ассоциации участников фондового рынка, международной информационной группы "Интерфакс", Российского института директоров, Ассоциации независимых директоров и других организаций. Ну, а роль организатора конкурса традиционно взял на себя журнал "Рынок ценных бумаг".
- Ранее ММК участвовал в нескольких конкурсах годовых отчетов. А в нынешнем году?
- Для нас участие в конкурсах - прежде всего возможность убедиться, что мы движемся в правильном направлении, познакомиться с новыми идеями и рекомендациями в этой области. Поэтому мы участвуем во всех конкурсах годовых отчетов. Примерно в одно время с ХII ежегодным федеральным конкурсом годовых отчетов и сайтов проходил ряд других. На конкурсе, организованном фондовой биржей "РТС", годовой отчет ММК стал победителем в двух номинациях - лучший в металлургии и лучший в Уральском федеральном округе. В общем рейтинге сочинского конкурса ММК в этом году - на втором месте. На конкурсе, организованном рейтинговым агентством "Эксперт", ММК получил номинацию "Лучший отчет в области устойчивого развития".
Состав участников конкурсов, проводимых в Москве, примерно одинаков. То, что не везде удалось стать первым, - это естественно; оценка результатов творческого труда всегда субъективна. Мы довольны результатом - ММК получил рекордное в своей истории количество наград, и это уже объективная оценка нашего труда.
- Каковы задачи на будущее?
- Пора приступать к подготовке годового отчета за нынешний год, постараться сделать его лучше. Не для конкурсов, а потому, что любую работу надо делать максимально ответственно и хорошо. Если говорить об акцентах, то в следующем году надо постараться реализовать то, что не получилось в текущем: создать интересную интерактивную версию годового отчета - это новое и перспективное направление. Надо усилить формат нашего отчета как отчета в области "устойчивого развития". Это направление в России недостаточно развито, и нам приходится быть первопроходцами.
И последнее. Те высокие оценки, которые получил наш годовой отчет, обусловлены не только высоким качеством раскрытия информации, но и оригинальной, интересно реализованной концепцией, удачным оформлением, занимательными историческими и даже мифологическими ссылками.
С моей точки зрения, ценность годовых отчетов еще в том, что это овеществленная и концентрированная история ММК: один год - одна ступенька, еще год - еще ступенька. И так год за годом. То, что раньше называлось летописью.
Хочу воспользоваться случаем и напомнить читателям "ММ": у каждого есть шанс оставить свое имя в истории ММК. Объявлен конкурс на лучшую идею - концепцию годового отчета за 2009 год. Учебников нет, но в Интернете можно найти все. Изучите теорию, предложите идею и способы ее реализации, направьте свои предложения до 15 декабря - думаю, что можно будет перенести срок приемки предложений на более позднюю дату.