«ПАРАМ-ПАМ-ПАМ…» – гремит заставка, точь-в-точь как любят производители американского кино.
Далее – по сценарию фильма-катастрофы: крупным планом земной шар и неизменный предвестник мировых бед – астероид, в очередной раз грозящий упасть на наши головы. Но тут появляется она. Нет, вовсе не Лилу и не Брюс Уиллис: «кино» ведь не американское, а нашенских школьников, показанное ровесникам из штата Нью-Джерси во время телемоста. Во всей своей красе на экране появляется обычная рогатка. Взрыв аплодисментов и смеющиеся лица по ту сторону океана…
Но это все – позже. А открылась международная видеоконференция Россия–США несколько напряженно. Тех и других ребят ждал своего рода экзамен: по заданию Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США они в течение месяца создавали проекты игрушек, которые могли бы скрасить досуг астронавтов в условиях космической станции, а также на Луне и Марсе. Во время телемоста представитель NASA Скотт Андерсон устроил «смотрины» школьных проектов.
Российская сторона подготовилась основательно: длинный стол украшен российскими и американскими флажками, кафедра с микрофоном и приветствием: «Hello, America!» Когда на экране появилась школа штата Нью-Джерси, подумалось, что «железный занавес» – это уже не из нашей истории. Америка предстала все той же, бутусовской: в тертых джинсах, свитере, с рюкзаком за плечами. Из декораций – лишь скупая надпись за спиной тамошнего руководителя телемоста Дэна Мастробьюно: «Hello, Boris Polyakov». Очень мило. Оглянувшись на российскую аудиторию, я так и не нашла того, кто бы ответил на «тактичное» приветствие американцев. Загадочного Polyakov’а, которого так жаждали школьники Нью-Джерси, среди нас не обнаружилось. Видимо, поэтому особой радостью от встречи с ровесниками с другого континента их лица не светились. Даже искренние эмоции наших ребят, во все руки махавших той стороне, не расшевелили застывшую массу черно-белых лиц. Мелькнула мысль, что мы по-прежнему друг от друга далеки. Только неясно, кто теперь – отстающий.
Специалист NASA Скотт Андерсон, появившийся, чтобы напомнить о космических игрушках, был как нельзя кстати. Первыми «к доске» он пригласил российских школьников: в нашу сборную вошли учащиеся школы № 33 и многопрофильного лицея № 1, занимающиеся в научном обществе Дворца творчества детей и молодежи. И еще был бессменный куратор телемоста с российской стороны Александр Егоров.
Выйдя к микрофону, учащийся 33-й школы Кирилл Косолапов с группой ребят, работавших над первым проектом, показал американцам необычный теннис.
– Это игрушка для космической станции, – объяснял Кирилл, вынув из-за спины ракетки с российско-американской символикой. – Поверхность ракеток покрыта магнитами, шарик тоже состоит из нескольких магнитов так, что их полюса направлены к оболочке сферы и совпадают с полюсами покрытия ракеток. Шарик сам будет отскакивать от ракеток. Так мы решили проблему инертности предметов в условиях невесомости. Игрушка позволит космонавтам сохранить физическую форму, потому что кроссы они там вряд ли бегают.
Проект наших ребят был поддержан красочным мультимедийным фильмом-демонстрацией, после которого «экзаменатор» Скотт Андерсон поинтересовался у школьников: каким образом они собираются зафиксировать на полу порхающих игроков? Кирилл не растерялся и предложил что-то вроде утяжеляющих сапог.
В ответ группа американских школьниц вынесла и растянула во весь экран плакат наподобие тех, что с советских времен висят еще в наших классах биологии и географии как «наглядное пособие». Плакат, испещренный схемами и стрелками, демонстрировал нечто среднее между дартсом и пинг-понгом. Выглядело мудрено, но бледновато после нашего мультимедийного шоу. Потом школьники Нью-Джерси предложили астронавтам велотренажер и ракету с пропеллерами, вращающимися в разные стороны. Последняя игрушка вызвала недоумение наших ребят: «Пропеллер в космосе не будет работать. Понятно, почему у них «шаттлы» падают…»
Магнитогорцы, в свою очередь, показали игру Space-pong, очень похожую на адаптированный для космоса бадминтон. Защищая этот проект, учащийся школы № 33 Дмитрий Лугинин заметил, что работать игрушка будет на любой станции, Луне и Марсе. Когда же к микрофону вышли Виктор Сыренко и Максим Хитрин с обычной, знакомой каждому мальчишке рогаткой, на лицах ребят по ту сторону океана появились улыбки.
– Космос – идеальное место для любителей пострелять из рогатки. Никакого сопротивления воздуха и прямая траектория полета. Куда метишь – туда и попадешь, – Виктор озорно подмигнул американцам, пульнув шарик прямо в экран.
Те немного опешили, но – на экране появились кадры фильма-катастрофы, в котором вооруженные рогаткой астронавты спасли Землю от астероида, – и последний лед между школьниками двух континентов растаял.
Язык Голливуда, как оказалось, – лучший эсперанто. Школьники Нью-Джерси решились даже, наконец, дружески помахать в нашу сторону. А лучезарный NASAвец Скотт Андерсон предложил магнитогорским школьникам отправиться за американской мечтой в Голливуд.
Ставить оценки Скотт не стал: похвалил обе команды и пообещал продолжить совместное изучение космоса. В ближайшее время от Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США все участники телемоста получат диплом и фирменную нашивку – от астронавтов. Точно такую же, что красовалась на груди самого Андерсона.