Это место на прошлой неделе случайно обнаружили рыбаки Кирсинского сельского поселения: две огромные груды погибших по неизвестным причинам птиц лежали у самой кромки воды. Ниже по течению в двух километрах от места выброса "отходов" фермерской деятельности находится 10-ая насосная станция.
Предположительно, десятки тел погибших гусей принадлежат фермерскому хозяйству. Само фермерство находится в ста метрах от несанкционированного захоронения: здесь занимаются выращиванием овощей и разведением птиц. Фермерство располагается в санитарной зоне Мало-Кизильского водозабора, о чем свидетельствует указатель. Отсюда же, из Кизила, фермеры черпают воду для своих нужд, самостоятельно обустроив мини-водозабор.
О факте массового захоронения домашних птиц в санитарной зоне 10-й насосной станции не знали ни в отделе Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Магнитогорске и Агаповском, Кизильском, Нагайбакском, Верхнеуральском районах, ни в тресте Водоканал, который контролирует санитарное состояние своих водозаборов, ни в Кирсинском сельском поселении.
Обнаружив захоронение, мы сразу сообщили о нем начальнику Малокизильского водозабора Александру Стафееву, предполагая, что это важно. Но в телефонном разговоре с журналистом "ММ" Стафеев заявил, что "это не наша санитарная зона".
- А чья же? - спросила я.
- Кирсинского сельского поселения или вообще Башкирии. Там справа от моста идет территория Верхнеуральского района, слева - Республики Башкортостан.
- Но это санитарная зона 10-й насосной станции, там табличка стоит.
- Да, табличка есть, я сам ее поставил восемь лет назад, но зона не санитарная.
- Хорошо, пусть не санитарная. Но вода-то идет в Магнитогорск, трупы птиц плывут вниз по реке к насосной станции и когда-нибудь упрутся в нее…
В конце долгого разговора Александр Стафеев, наконец, устало признал, что знает фермерское хозяйство, знает о разведении гусей и только сегодня видел их мирно пасущимися на лугу.
- Они были живыми, сто процентов, - уверил он. - Может, они там спали? Они же птицы. Сунут голову под крыло и отдыхают. Со стороны может показаться, что мертвые.
- Вы знаете, там такой запах стоит над рекой и трупы лежат на дне, что вряд ли вы правы.
Наш разговор, к сожалению, никаким решением не завершился. Начальник насосной станции не выказал желание даже провести дополнительную экспертизу качества воды в санитарной зоне водозабора. Надеемся, это сделают в местном отделе Роспотребнадзора.
Между тем, свалка трупов домашних птиц может представлять реальную угрозу для жителей Магнитогорска. Мало-Кизильское месторождение является основным источником водоснабжения города, обеспечивая около 55 процентов общей потребности города в питьевой воде. Подача воды от водопроводной насосной станции № 10 осуществляется как в правобережную, так и в левобережную части города. В основном, эта вода попадает в квартиры жителей Ленинского района. При беглом исследовании болезней птиц поисковики выдают перечень: чума, оспа, пастереллез (холера), тиф и другие. "Основным источником заражения являются больные чумой индейки и куры, а также неубранные или плохо убранные трупы", - говорят медицинские источники.
Реакция главы Кирсинского сельского поселения Сергея Ткачева была, к счастью, более здравой. Оказалось, он тоже знает о расположении фермерства в санитарной зоне, но о захоронении не слышал. Ткачев обещал разобраться. Слово свое сдержал.
Вечером того же дня, во вторник, я оправилась на саму ферму, чтобы выяснить-таки, чьи гуси свалены у воды. Встретил меня работник фермы по имени Толик. Он сразу понял, с чем связан визит:
- Вы тоже из-за гусей приехали? Утром уже полковник был, и надзор с ним. Весь день этих гусей по реке собирал и сжигал, - устало сообщил Толик.
- Какой полковник?
- Милиции. Из Верхнеуральска на Ниве приехал.
Он провел меня к месту свалки птичьих тел. Запах гнили сменился запахом гари. На берегу остатки пепла. У самой воды, где лежали гуси, было перекопано: мне показалось, что Толик закопал трупы в землю. Но если здесь был полковник, надо думать, все под контролем.
Толик рассказал, что хозяин фермы, некий Магомет, живет в поселке Смеловском. На Кирсинских землях он выращивает капусту и еще несколько овощных культур. Близость к воде позволяет черпать воду для полива прямо из водозабора. Удобно, конечно.
Версия Толика по поводу массовой гибели гусей была такова. В конце августа он на несколько дней уехал домой в Белорецк, а вернувшись на ферму 4 сентября, обнаружил пропажу гусей: вместо 177 их было только 67. Куда они делись, он не знает до сих пор. Уверяет, что в поисках гусей дошел по Кизилу до самого Смеловского.
- Утонули, наверное, - хитро смотрит Толик. - Вот у нас тут мост деревянный, видели? Так если гусь там лапкой застрянет - все, считай, утонул.
Я не стала огорчать Толика рассказом о том, что видела набитый гусиными трупами мешок, который зацепился за бревно ниже по течению. Думаю, он это знал. Впрочем, Толик, не смущаясь, продолжал свой фантастический рассказ о том, как гуси организованной группой вышли на берег, чтобы отойти в мир иной.
- Не верите? Полковник тоже сказал, странно, мол, куча выглядит. Будто кто-то здесь мертвых птиц специально складывал. Весь день сегодня их сжигал, тридцать штук получилось, - сообщил Толик, явно слукавив.
- Так где еще семьдесят? И отчего они все-таки сдохли?
- Да кто их знает, - ответил он сразу на оба вопроса. - Вон, видите, один гусь хромает, отстает от остальных, крылья вниз опустил? Тоже не жилец… Но вы там в газете-то не очень.
- Напишу все, как рассказали.
Ситуация могла бы стать анекдотом, если бы речь не шла о здоровье людей. Самое нелепое в ней то, что сожжение Толиком мертвых птиц может стать официальным финалом этого ЧП. Глава Кирсинского сельского поселения получит из Верхнеуральска результаты проверки, где будет написано о двадцати случайно утонувших птицах и ликвидации захоронения. При этом никто, включая Толика, так и не узнает о подкосившей их заразе, а Магомет и дальше будет вольготно использовать санитарную зону водозабора для своих нужд, сбрасывая в воду отходы фермерской деятельности. Надеюсь, я ошибаюсь, и результаты расследования этого ЧП будут другими.
Редакция "ММ" просит считать данную публикацию официальным обращением в органы прокуратуры и отдел Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Магнитогорске и Агаповском, Кизильском, Нагайбакском, Верхнеуральском районах для расследования причин загрязнения санитарной зоны и принятия необходимых мер реагирования.