– МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПРОВОД в поселке проложили, но «зацепиться» за него жители не могут, – доложила на последнем рабочем совещании по газификации Станицы Магнитной председатель поселка Галина Завьялова.
Один из старейших поселков, давший начало Магнитогорску и расположенный в центре города, до сих пор живет в условиях XVIII века: без газа, воды, канализации, дорог… Прокладка магистральных газопроводов сюда началась еще в 2005 году, когда депутатом округа стал Андрей Морозов. Благодаря стараниям народного избранника ЗСО, стройку финансировала пополам с городом и область. Первыми голубое топливо увидели жители 28 домов южной части поселка, в декабре прошлого года газ должен был дойти до 70 домов центральной части, однако станичники до сих пор обходятся печками. В канун 264-й годовщины Станицы Магнитной вместе с городской администрацией разбирался со строительными недоделками Андрей Морозов.
Срок сдачи участка газопровода от улицы Ворошилова до проспекта Ленина и ГРП подрядная организация «Уралтехмонтаж» переносила на протяжении полугода несколько раз, перерытая улица Б. Ручьева пережила уже зиму и весну. Директор предприятия М. Галимов неуверенно сообщает комиссии – вряд ли строители успеют к концу июня. Объективных причин долгостроя нет: финансирование идет стабильно, зато ни одного рабочего на раскопках члены комиссии не увидели.
– Что же вы за организация? – пытается пристыдить руководителя депутат. – Если бы губернатор увидел, как вы здесь работаете, никаких бы денег нам не дал.
– Будем решать, – говорит Галимов.
– Нас не устраивает «решать», – напирает начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Михаил Дмитриев. – До 25 июня – сдать ветку газопровода и вернуть благоустройство на место.
На улице Свободы бывший чиновник, а ныне заместитель руководителя главной подрядной организации «Челябинскгазкома» Петр Карабельщиков объясняет премудрости проекта, по которому 70 жильцов, первыми собравшие деньги на проект Станицы Магнитной и на прокладку магистральных сетей, все еще без газа.
– Рядом с одними нитка газопровода проходит вдоль дома и под землей, – возмущается председатель поселка, – другим перекидка от магистральной трубы через дорогу стоит от 60 до 110 тысяч – в зависимости от расстояния до дома и диаметра трубы.
Карабельщиков суетится, перебивая:
– Мы сделали все по проекту, он согласован, хотя вопрос справедливый – на четной стороне газ обойдется жителям подешевле.
– Хотите сказать, весь поселок будет в таких вот воздушках? – недоумевает Морозов. – Кто же такой проект сделал и с кем он согласован?
– С надзорными органами, но не с местным самоуправлением и не с жителями, – отвечает глава администрации Орджоникидзевского района Петр Гесс.
– А вы бы сами хотели жить в поселке, где кругом трубы над головой? – не унимается депутат. – Посмотрите – в соседней Башкирии такого нет. Что же мы у себя так строим? Ведь на Димитрова газ провели – приятно смотреть: ни одной трубы не видно.
– ...Причем воздушка здесь прокладывается большого диаметра, – объясняет кто-то комиссии технологические тонкости, – чтобы избежать прогиба в большом пролете. Соответственно и цена. Если обычно подводка к дому газовой трубы стоит тысячу рублей за метр, то при такой схеме перехода стоимость возрастает до пяти тысяч. Газификация дома в среднем обходится в 50–60 тысяч, теперь добавьте к ним еще столько же, если не больше, за переброс через улицу...
– А это еще надо посмотреть, что легче, – добавляет главный инженер-транспортник города Дмитриев. – В землю раз закопал и забыл или – труба висит, а над ней провода. Провода порвались – надо защиту делать над трубой...
– Михаил Петрович, давайте смотреть проект по новой, – обращается депутат ЗСО к Дмитриеву, – и финансирование тоже. Я понимаю – мы взяли деньги из местного и областного бюджетов на межквартальные сети, но если Челябинскгазком такой проект сделал... Мы же хотели, чтобы для людей газ обошелся не дороже 70 тысяч.
– Соберемся, переговорим, – предлагает Дмитриев, – не допустим перекидки труб через улицу за счет жителей.
На этом газовые проблемы не закончились. О наболевшем рассказал народному избраннику Николай Шушарин, живущий по улице Свободы:
– Когда монтировали трубу магистрального газопровода, врезки не делали, хотя проекты уже были готовы у тех, кто сдавал деньги. При монтаже неопрессованного газопровода врезка стоит 400 рублей стык, а теперь нам приходится платить до трех тысяч за стык – врезка под давлением...
– Посмотрим проект, смету, предусматривалась ли там эта врезка. Если нет – газопровод не может быть принят, он в нерабочем состоянии. Прокладка магистрального газопровода – не самоцель, наша задача – подать жителям газ, – подытожил Андрей Андреевич, и обход Станицы продолжился.
С перерытыми дорогами на месте прокладки газо- и водопровода, ливневки терпимо, но, как всегда, недоделано. Правда, заметно подсуетился к приезду строгой комиссии ДРЭП: там, где газопровод пролегает по территории психоневрологической больницы, уложен свежий асфальт. Как говорится, накидали-притоптали – через год можно менять на другой.
– Асфальт-то закатайте, – обратился к строителям Андрей Андреевич, – а то наступил – проваливается...
Воду проводил через больницу Магнитогорскинвестстрой, но «твердого покрытия» от колодца к асфальтовой дорожке не видно, вдоль улицы Рабочей – колея на колее. Остановившуюся комиссию через ухабины пытается опередить женщина с детской коляской.
– Поправим в ближайшую неделю.
Напротив дома № 77 вышли старики Синицких. У бабы Зои вся надежда на депутата: газа по-прежнему нет, а она все ходит по конторам, оформляет документы да субсидии, и каждый раз с нее требуют то новые справки, то договоры.
– Мы такую тяжелую жизнь прожили. Я на этой улице родилась, жила здесь с родителями в землянке, отец с братом погибли на фронте… Наверное, умрем с дедом – не дождемся.
– Скажите, пожалуйста, когда будет газ у них? – настаивает Морозов, и теперь дом Зои Егоровны – на особом контроле у Челябинскгазкома.
Квартальная Клавдия Дегтярева сетует:
– Ездить невозможно, воду машинами возят через день, поливать овощи в огороде нечем, а нам говорят: «Вы живете не в Старой Магнитке, а в Станице Магнитной».
– Так это решение городского Собрания переименовать поселок…
– Щас... Как жили в дурдоме, так и живем.
– Подождите – воду вам проведут, газ будет...
– Я все равно не подключюсь – где шестьдесят тысяч возьму? Живу-то с сыном-инвалидом.
С водопроводом, как и с газом: кому как повезет. Николай Шушарин с улицы Свободы, например, два года, как «с водой»: бывший председатель городского Собрания Мухаметзянов в свое время тянул водопровод себе домой по параллельной улице. Там же установили колонки, а два года назад Водоканал дал разрешение на подводку в дом, вместе с проектом вода обошлась Николаю в шестнадцать тысяч. В северной части поселка тоже проложили водопровод, только пользоваться водой из него жители не могут. Цена вопроса для живущих на противоположной части улицы – до 20 тысяч.
– Чтобы дать воду, – объясняет комиссии руководство Водоканала, – нужно закольцевать трубы, получить заключение санэпидемстанции…
– Да поставьте вы пока в конечную точку колонку, как это делается в деревнях, – возмущается Морозов. – То, что вы воду бочками возите – вообще никаких санитарных норм не выдерживает. Промывайте водовод, делайте колонки, снижайте, в конце концов, собственные затраты и давайте тете Клаве сделаем подарок ко Дню города. Двадцать пятого мы снова придем сюда и вместе попьем холодной водички.
Двухчасовую пешую экскурсию по Станице Магнитной завершает встреча с жителями в помещении психоневрологической больницы. Станичники благодарят депутата и членов комиссии за то, что расшевелили строителей. И все ж напоследок недоверчиво спрашивают: будет ли газ к отопительному сезону? Там, где у многих стоит печка, надо ставить котел. Ломать – не ломать?
– Если у вас все готово-подведено, на руках договор – будет вам газ в ближайшее время, – заверяет Челябинскгазком.
– Слышали? Карабельщиков слово дал, – добавляет Андрей Морозов. – Можете ломать печку. Если газа не будет, он переедет жить в ваш дом, а вы в его. У него все есть: и газ, и вода...