Если чиновник не слезает с насиженного места и смотрит на мир из окна собственного кабинета, грош ему цена. Городскую администрацию в последнее время охватила тяга к перемене мест: у руководителей высшего звена дорожный чемодан всегда наготове. За их плечами – не одна деловая поездка, в том числе в металлургический побратим Череповец и территориально близкий Екатеринбург.
Чтоб не сложилось впечатление, будто магнитогорская делегация прокатилась просто так, в городской администрации было организовано совещание по обобщению опыта. Представительство – на самом высоком уровне: телефонограммы отправили по тридцати пяти адресам. Среди участников оказались глава города вместе со всеми заместителями и начальниками управлений, директора муниципальных предприятий и учреждений, руководители налоговой службы и ФСБ, председатель совета ветеранов… Представительная власть в явке не уступала: в зале присутствовала треть городского Собрания, а также депутат областного Законодательного собрания, вице-президент управляющей компании ММК Андрей Морозов.
Материал, который собрали магнитогорцы у коллег, – богатый. После выступлений начальников управлений экономики и ЖКХ Владимира Ушакова и Константина Щепеткина, заместителя главы города Антона Наставнюка – дело за малым: решить, что делать дальше и как выводить город в передовики. Из справочных таблиц, розданных участникам совещания, складывается полная картина, «у кого морковка слаще», почем для череповчан, магнитогорцев и екатеринбуржцев ржаной хлеб, молоко, говядина, картофель и сахар, оплата жилья и коммунальных услуг, транспорта и связи. Как водится, города сменяли друг друга на верхней строчке, но Магнитка по уровню цен не лидировала. По состоянию на первое января у нас разве что картофель был на копейки дороже, да содержание жилого помещения на сотню, но за счет более низкой стоимости коммунальных услуг Магнитка уступила первое место более дорогому Череповцу.
Тревожный звонок прозвучал для нашего города, когда зашла речь о демографии. Магнитогорск неудержимо стареет. Население нашего города на сто тысяч человек больше, чем в Череповце, и почти на семьдесят тысяч Магнитка опережает металлургического собрата по количеству работающего населения. Но доля пенсионеров по возрасту на тысячу жителей в Магнитогорске самая высокая. Здесь мы на чуть-чуть, но опередили почти полуторамиллионный Екатеринбург, Череповец в сравнении с Магниткой – зеленый юнец. У них пенсионеров – 195 человек на тысячу, у нас – 223.
Цифры при всей их мудрености заставили задуматься не раз и не два. Бросалась в глаза разница между розничным товарооборотом на одного жителя. С уральской столицей соперничать трудно: ее среднестатистический житель тратит в магазинах по девять с половиной тысяч ежемесячно. Магнитогорцы – 4600 рублей, вдвое больше, чем череповчане. Стали сопоставлять зарплату на металлургических предприятиях – «Северстали» и ММК, а также в бюджетной сфере двух городов – оказалось, что она примерно на одном уровне. Стоило бросить взгляд на графу с подоходным налогом, и оказалось, что Череповец его собирает на полмиллиарда больше, чем Магнитогорск. Вот вам и преимущество в количестве населения, в том числе работающего. Выходит, тратим мы больше, чем официально получаем.
Нетрудно догадаться, что вниз бюджетные показатели Магнитки тянет малый бизнес и процветающая там практика выдачи зарплаты в конвертах. Ее, «серую», и тратят многие горожане в торговой сети. И всем вроде бы хорошо: хозяева мелких предприятий платят меньше налогов, в торговле бум, работники при официальной зарплате в несколько сот рублей приобретают все, о чем вчера даже не мечтали. Главное – получить блага здесь и сейчас, а о том, что будет со стажем и пенсией – голова не болит. Грустно становится, когда видишь данные о поступлении в казну. Ничто не наполняет городской бюджет так, как подоходный налог. В Череповце и Екатеринбурге действительно наполняет. В городе коллег-металлургов его доля в структуре муниципальных доходов – 31 процент, в столице Урала – 29. В Магнитогорске этот показатель едва «переполз» через 18 процентов. Благо, что мы на порядок опережаем «конкурентов» по сбору земельного налога, но тот же Череповец по абсолютным цифрам так и не догоняем. Понятно теперь желание градоначальника объявить войну «серым» зарплатам.
Много шума в последнее время по поводу засилья игорного бизнеса, который не мешало бы потеснить и обложить налогами по максимуму. Здесь мы тоже либо не справляемся, либо Череповец – филиал Лас-Вегаса. Ничем иным не объяснить, отчего Магнитка собирает доходов меньше, чем уступающий ей по населению город. Обратимся к Екатеринбургу и увидим, что там доля налога на доходы от игорного бизнеса составляет полтора процента, в Магнитогорске – втрое меньше.
Докладчики в своих выступлениях щедро сыпали цифрами, но их механическое воспроизведение Евгений Карпов не поощрял. Лучшему восприятию Владимира Ушакова помогали графики и диаграммы, выведенные на большой экран. Константин Щепеткин попытался выступить по старинке, без компьютерного обеспечения, за что и получил от градоначальника нагоняй.
– Так все-таки, где лучше живется пенсионеру? – эмоционально воскликнул, прослушав все доклады, председатель совета ветеранов Анатолий Слонин.
– Для того мы и собрали совещание, чтоб вы все осмыслили, а через месяц доложили, – парировал Евгений Карпов.
Условились так: в ближайшие недели сотрудникам администрации придется раскрыть в себе таланты стратегов. Получится – будет у Магнитки стратегический план развития, подобный тем, что имеют Череповец с Екатеринбургом. К сентябрю группа по стратегическому развитию города под началом Антона Наставнюка должна представить свои предложения, для чего соберут новое совещание. Но, видимо, уже не по обобщению, а по внедрению опыта. Черпать дополнительную информацию магнитогорские стратеги намерены в новых поездках: есть планы посетить Оренбург, Орск и Новотроицк. Заманчиво пополнить этот перечень Веной, Женевой или Парижем, но пока с заграницей решили обождать. Поднимем Магнитку выше уровня многих российских городов – тогда и до Парижа будет рукой подать.