Всего год прожило предприятие, в котором скрестили автобусы с трамваями, но они не сошлись характерами.
Общественному транспорту опять не хватает пассажиров и денег. Долги предприятия превысили 60 миллионов рублей. Законсервировано депо-2, ходят упорные слухи о прекращении работы депо-1 и о массовой сдаче вагонов на металлолом. Сотрудники МагГорТранса уже успели постоять в пикете, 137 человек подписались под обращением к главе городской администрации.
Берегитесь, "ГАЗели"
Сергей Вотчинников возит людей на автобусе с прицепом, горожане привыкли называть такие "гармошкой". С шести утра до девяти вечера, почти каждый день, Сергей Петрович работает на народ, а 12 августа решил заявить о своих правах вместе с водителями трамваев. Их и руководство МагГорТранса пригласил обсудить насущные проблемы мэр Магнитогорска Евгений Тефтелев.
- Скрестили ужа с ежом, - прямо охарактеризовал прошлогоднее объединение трамвайной и автобусной организаций водитель. - И получился метр колючей проволоки. У нас разная специфика. Специалисты Электротранспорта не понимают наших особенностей, мы - их. Очень много нюансов, которые кажутся мелочью, но это очень сильно сказывается на результатах. А главное - надо упорядочить работу маршрутных такси.
Маршрутные такси - главные конкуренты общественного транспорта. Двадцать лет назад 80 процентов магнитогорцев пользовались трамваями и автобусами. А сейчас расклад иной: половина горожан пересела в маршрутки, 44 процента едут трамваями и, увы, шесть процентов - в муниципальных автобусах. В правительстве области готовят новые правила для частных перевозчиков, и городские власти планируют ужесточить требования к водителям и к техническому состоянию транспорта, на котором перевозят людей. Возможно, жизнь и благосостояние МагГорТранса благодаря этому улучшатся.
"За все заплатим!"
- За полгода доходы по трамвайным перевозкам составили 211,5 миллиона рублей, а расходы - 268,1 миллиона, - отчитался директор МП "Муниципальный городской транспорт" Виктор Бородулин.
Доходы от автобусов в этом году - более 79 миллионов рублей, а расходы - более 109 миллионов. Транспортники во многом винят повышение тарифов, особенно на электроэнергию. К тому же, им лишь частично компенсируют проезд льготников, а это треть пассажиров МагГорТранса.
- Мы выделяли и будем выделять субсидии, которые покроют и проезд льготников, и тарифы по электроэнергии, - пообещал глава горадминистрации Евгений Тефтелев. - Вместе с тем и предприятие должно искать резервы, избавляться от ненужного имущества: от старой техники, неиспользуемых помещений.
Возможно, городская администрация займется продажей депо-2 - это муниципальное имущество. Деньги Евгений Николаевич пообещал отдать предприятию. А депо-1 закрывать не будут.
- Было такое предложение, - говорит Виктор Бородулин, - первое депо построено в 30-40-е годы. Но у нас на левом берегу ремонтный цех, масса оборудования, перевозить и переустанавливать которое очень дорого. Консервация же депо-2 даст нам экономию почти 23 миллиона рублей.
Трамвай - не такси!
Виктор Борисович не отрицает, что от старого парка предприятие избавляется. Часть вагонов прослужили вместо 16 положенных по 30 и по 40 лет. Они годятся только на металлолом.
- Это никак не скажется на движении трамваев, - говорит замдиректора МагГорТранса Валерий Архипов. - Пассажиропоток снизился в два раза, а подвижной состав тот же самый. Но и повысить зарплату не получится. Мы заработали на металлоломе за месяц миллион рублей, планируем максимум пять. А фонд зарплаты у нас 30 миллионов. Это ничего не решит. Деньги пойдут на новое оборудование. Наши сотрудники в своем обращении требуют льготные тарифы - один из пунктов наших предложений по улучшению ситуации. С нас берут за все, будто мы оказываем услуги такси самого высокого класса, наиболее хорошо оплачиваемого. Мы же, отмечу, держим цену билета десять рублей. Мы - социальный общественный вид транспорта.
- По тарифам и я бы попикетировал, - присоединился Евгений Тефтелев. - Только их определяют не в городе. Это разве что с законодательной инициативой нужно выходить…
Куда поедет автобус?
Среди предложений руководства МагГорТранса - выделение двух самостоятельных предприятий, как раньше. Традиционно разрабатывают жесткие меры по борьбе с "зайцами", подумывают о системе обслуживания без кондукторов - это позволило бы сэкономить 15 миллионов рублей в год. Покупка билетов в этом случае, видимо, окажется на совести горожан, а проверять ее будут контролеры, уполномоченные административными комиссиями.
- Трамвай в Магнитогорске был, есть и будет, не сомневайтесь, - заявил глава городской администрации. - А вот с автобусами сложнее.
Они, конечно, останутся, но последний год автотранспортное предприятие дотировали за счет трамваев. В этом один из больших плюсов объединения. Не факт, что после разделения АТП станет лучше, но оно все-таки, видимо, состоится. Уж очень часто и много об этом говорили. В пример приводили неудачный опыт совместных предприятий Челябинска, Самары, Саратова.
P. S. Осенью трамвайно-автобусный вопрос обсудит комиссия депутатов городского Собрания. Администрации города нужно будет представить весомые доводы, по которым эксперимент не удался. Эта тема на контроле у "Магнитогорского металла". Редакция предлагает читателям высказать свою точку зрения.