Первый этап масштабных работ, запланированных на территории аэродрома, выполнен более чем на 80 процентов. Прежде всего, речь идёт о реконструированной взлётно-посадочной полосе (ИВПП) – она готова полностью.
Исследовав состояние ИВПП, эксперты приняли решение: где возможно, усилить старое основание и залить его слоем высокомарочного бетонного раствора. По словам руководителя проекта реконструкции аэродрома магнитогорского аэропорта, представителя компании «АльмакорГруп» Сергея Матренина, не везде удалось обойтись такими мерами. В центральной части полосы, к примеру, основание пришлось разобрать в буквальном смысле до «материкового грунта» и с нуля укладывать десятки тонн щебня и слоёв «чернового» бетонного раствора, а затем высокомарочного покрытия толщиной до 48 сантиметров.
Масштабная реконструкция аэродрома магнитогорского аэропорта стала возможна благодаря реализации федеральной программы «Развитие транспортной системы», рассчитанной до 2030 года и предусматривающей, в том числе, модернизацию воздушных гаваней страны. В коренном обновлении инфраструктуры аэропорт нашего города нуждался давно, учитывая, что последний раз капитальные работы здесь проводили 30 лет назад. Магнитка попала в список реконструируемых аэропортов благодаря совместным усилиям как руководства самого предприятия, так и властей города, губернатора Алексея Текслера и председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова. Решение о закрытии аэропорта для проведения работ было принято в конце марта. В тендере на проведение работ стоимостью 5,77 миллиарда рублей победу одержала столичная компания «АльмакорГруп», в команде собрались руководители и инженеры, за плечами которых не одна реконструкция воздушных гаваней России.
Первый этап работ близится к завершению. Учитывая, со сколькими дополнительными сложностями пришлось столкнуться подрядчикам – от доработки проекта и удорожания материалов до обилия дождливых дней, замедляющих работы, – можно сказать, что ремонт идёт рекордными темпами. При том, что по сути аэропорт Магнитогорска закрыт лишь для приёма и выпуска самолётов, а в остальном продолжает действовать. Так, здесь размещён вертолёт санитарной авиации, и это строители должны учитывать. Действует система радиолокации – Магнитогорск по-прежнему выполняет функции по диспетчерскому контролю пролетающих над городом самолётов в рамках общемировой навигации. Так же, как раньше, предприятие ведёт метеонаблюдение и прочие обязательные виды деятельности.
С началом реконструкции изменились и задачи, поставленные перед строителями, – прежде всего, речь о взлётно-посадочной полосе.
На первом этапе реконструкции, окончание которого было намечено сначала на октябрь, а потом перенесено на десятое ноября, подрядчики должны были ввести в строй только часть ИВПП – 2200 метров. Общая же длина магнитогорской «взлётки» – 3250 метров, и это очень солидный показатель даже для областных центров. Вспомните недавнее ЧП с самолётом, летевшим из Сочи в Омск и из-за потери контроля над гидравликой не приземлившимся в пункте назначения именно потому, что длина её была 2200 метров, которых при неуправляемом реверсе могло не хватить для торможения. Пилоты решили тянуть судно до аэропорта Новосибирска, длина ИВПП в котором 3500 метров.
Строительные работы на полосе магнитогорского аэропорта начались за два месяца до официального её закрытия: с северного края 850 метров полосы уже ремонтировали, а самолёты приземлялись с юга – используя длину в 2200 метров. Эти два месяца стали весьма нервными: попутный ветер, скользкое покрытие после осадков – дополнительная опасность. Потому Росавиация и заказчик реконструкции – компания «Ространсмодернизация» – поставили задачу ввести в ноябре полосу целиком – все 3250 метров. Это позволит Магнитогорску принимать практически весь перечень авиасудов, который имеется в мире, – от пассажирских лайнеров до грузовых и военных «тяжеловесов».
«Полевые» сложности
На аэродром нас везут на «УАЗ-Патриоте», которым управляет начальник участка производственной площадки АльмакорГруп Евгений Устюгов. Почти неделя непрерывных дождей существенно размыла грунт, и путь требует мастерства водителя.
– Непогода серьёзно выбила из графика, – вздыхает Евгений Анатольевич. – В хорошую погоду марочный бетон набирает необходимые 70 процентов прочности за сутки – и можно уже давать ему нагрузку, в том числе, работой 50-тонного бетоноукладочного комплекса. При повышенной влажности и пониженных температурах для необходимой прочности бетона нужно трое суток.
С окончанием дождя работы ведут активно: специальной машиной рабочие вычищают зазоры между плитами, чтобы равномерно потом заполнить их финишным раствором, другие дорабатывают установку так называемых огней сближения – «гнёзда» для посадочных огней уже смонтированы, прокладка кабелей светосигнального оборудования начнётся на днях. Большая часть работников и техники заняты на боковых сходах с полосы: сама полоса, как мы уже говорили, готова, сейчас ведётся монтаж водосточно-дренажной системы.
Далее будет установлена система бокового грунтового сопряжения с полосой. По сути, это дублёр ИВПП: площадка должна выдержать вес самолёта, если он, к примеру, выкатится с полосы, и позволить завершить торможение. К пуску первой очереди будет готово также светосигнальное оборудование, электроснабжение, связь и прочие системы, отвечающие за полноценную работу аэропорта и безопасность самолётов, заходящих на взлёт или посадку.
Основная доля работ по прокладке новых сетей – вынос уже существующей проводки.
– Значительное их количество не было учтено в проекте, поэтому, копая землю, часто встречали и повреждали провода, которые не были отмечены в документе, тем самым мешая текущей работе аэропорта, – говорит руководитель проекта реконструкции магнитогорского аэродрома от компании «АльмакорГруп» Сергей Матренин. – Так что отвлекались на вынос существующих сетей для возможности монтажа новых. Для понимания: только кабелей связи мы должны уложить 76 километров, 55 километров – кабелей 0,4 киловольта, 15 километров – на десять киловольт… Заменены 12700 метров ограждений аэропорта, установлена новая система безопасности – техническая система охраны, видеонаблюдения, система вибрационной охраны и так далее, патрульная дорога вдоль ограждений из грунтовой стала асфальтовой…
Продолжая цифры: только бетона планируется произвести и «вылить» 230 тысяч тонн, или 134 тысячи кубометров. Для этого вблизи аэропорта специально построен бетонно-растворный завод, полностью обеспечивающий стройку бетоном и армированными конструкциями. На реконструкции аэродрома работают около
140 единиц техники и без малого 500 работников.
Три из семнадцати
Активные работы сейчас на площади рулёжных дрожек № 1 и 2 и перрона: щебень прессуют многочисленные катки, затем по линиям, «очерченным» специальными струнами, выставленными с помощью геодезических приборов, работает бетоноукладочный комплекс (БУК). Всего БУКов три – из семнадцати в России. Это сложный многоуровневый комплекс: сначала БУК разравнивает вываленный самосвалом слой жидкого бетона – так называемый «пирог» шириной от пяти до семи с половиной метров. Скорость машины 50 метров в час, её движение почти незаметно, при этом останавливаться БУК не может – для целостности и ровности покрытия и в конечном итоге – безопасности движения самолёта. Вслед за бетоноукладочной машиной на чуть подсохшем слое бетона начинает работу огромный шпатель БУКа, шлифующий поверхность, далее текстуровщик – «гребень», наносящий на плиту «полоски шероховатости» и покрывающий её финальным плёнкообразующим составом на основе парафина.
– За минуту, несмотря на медленную скорость, БУК «съедает» 12 кубометров бетона, – говорит начальник участка комплексного оборудования БУК Андрей Хренов, который работал, а потом руководил самым первым БУКом GOMACO, закупленным тогда ещё в СССР. – Комплекс работает со слоем от 20 до 48 сантиметров бетона, за рабочую смену при хороших условиях укладывает до 600–800 погонных метров.
Ёлки стратегического значения
Подземные работы идут не только на территории аэродрома, но и у центрального фасада здания магнитогорского аэропорта: там, где раньше был разбит газон с красивейшими многолетними елями, сегодня перекопана земля – здесь проложена траншея и один из «входов» в коммуникации коллектора, строительство которого также входит в работы по реконструкции. Аэропорт обзаведётся полноценными очистными сооружениями: воды будут накапливаться в коллекторе и, очищенные до состояния питьевой воды, сбрасываться в реку Таштуй.
И всё это прекрасно, но при проектировании не учли судьбу красавиц-елей, выросших на территории аэропорта: всего 21 дерево, из которых восемь растут у центрального фасада, семь – за внутренней оградой и ещё шесть – вблизи бизнес-зала. Все они мешали проведению реконструкционных работ, а значит, теоретически должны быть устранены. Но загубить деревья рука не поднялась: руководство аэропорта обратилось к стратегическому партнёру предприятия – ПАО «ММК», который тут же решил пересадить деревья на территорию комбината.
– Две ели обыкновенных или зелёных, 19 елей колючих, или, в простонародье, голубых – бросить таких красавиц мы не могли, ведь для комбината, заточенного на экологические программы, каждое зелёное насаждение на вес золота – имеет буквально стратегическое значение, – говорит ведущий инженер административного отдела ПАО «ММК» Ильвира Нагуманова. – Комбинат и подрядчик, с которым работаем не один год, взялись за дело. Но в данном случае сложность в том, что посадочный материал – не саженец из питомника с подготовленной корневой системой. По самым скромным подсчётам, средний возраст аэропортовских елей – 15 и более лет. А это значит, корни разрослись далеко за периферию кроны. И очень трудно сформировать земляной ком таким образом, чтобы пересаженное растение в дальнейшем прижилось.
Поэтому все работы производили вручную: вокруг ели выкапывали траншею, аккуратно подрезая разросшиеся корни. Затем земляной ком вырезали, упаковывали в ткань, далее – в сетку-рабицу, погружали в специальную машину-длинномер, перевозили на территорию комбината и высаживали – на площадь у заводоуправления, возле ЛПЦ-4, на западной стороне стана «5000» и территории демонтированных старых мартеновских цехов. Для этого специально изучали чертежи площадок, подбирая места, свободные от подземных сетей. В подготовленные ямы завозили дополнительную глину и питательный материал.
Теперь старые-новые саженцы будут оснащены так называемыми «растяжками», поддерживающими растения от верхушек до земли, – они будут спасать деревья от падения при ветре, пока они не укрепятся на новом месте. Растяжки эти, вкупе с дополнительным поливом и подкормкой, будут сопровождать новые деревья ещё несколько лет: главная задача – стопроцентная приживаемость елей на новом месте.
Реальные перспективы
АльмакорГруп утверждает: первый самолёт после окончания первого этапа реконструкции аэродром Магнитогорска примет, как и было запланировано, десятого ноября. Более того, практические работы будут закончены уже десятого октября – остальное время займёт процедура государственной приёмки реконструированного участка. Второй этап – а полная реконструкция предусмотрена проектом до конца 2024 года – не будет мешать работе аэропорта: реконструкция здания аварийно-спасательной службы, ремонты офисов, строительство площадки противообледенительной обработки авиасудов с направлением технических жидкостей в единую систему строящегося коллектора, увеличение перрона с двух стояночных мест до десяти и прочие работы, не мешающие текущей деятельности по приёму и отправке самолётов и пассажиров… Не могу не задать вопрос: действительно ли Магнитогорск – настолько перспективный пункт развития авиации, что для него необходима возможность одновременного пребывания десяти самолётов?
– Во-первых, да, Магнитогорск имеет перспективы расширения географии авиаперелётов, – говорит Сергей Матренин. – Кроме того, магнитогорский аэропорт, равноудалённый от Уфы, Челябинска, Оренбурга, выполняет и функцию резервной гавани, принимающей самолёты из временно закрытых аэропортов – по тем же погодным условиям. Магнитогорск – это хоккейный город, и КХЛ, знаю, испытывает большие логистические неудобства и тоже очень ждёт открытия магнитогорского аэропорта. Так что, да, считаю, перспективы вполне соответствуют проводимым работам.