Имя актрисы Лиры Лямкиной говорит само за себя: ведь лира - символ искусства. Не случайно Терпсихору - музу танца и покровительницу хорового пения - всегда изображают играющей на этом музыкальном инструменте.
Недавно драматический театр имени А. Пушкина посетила театральный критик, член экспертного совета фестиваля "Золотая маска" Алла Шендерова. Из Москвы она прилетела специально ради нового спектакля "Бег", выпущенного под занавес прошедшего театрального сезона. От "вердикта" Шендеровой во многом зависело, попадет ли спектакль в число номинантов очередной "Золотой маски" или нет. Понятно, что рассчитывать на "полный расклад" и развернутое мнение относительно увиденной работы из уст театрального критика не приходилось, поскольку человек находился "при исполнении", однако кое-что выяснить все-таки удалось.
Алла Шендерова заметила, что "Бег" - очень серьезная и достаточно пронзительная работа нашего театра. Что в спектакле правильно расставлены акценты и верно понята суть произведения Михаила Булгакова. Что у нас прекрасная, "боеспособная" труппа. Что постановка по взгляду - женская, но по сути - мужская. А в завершение добавила: "И меня особенно порадовало, что в "Беге" играет моя любимая актриса Лира Лямкина".
Услышать столь личное признание от весьма беспристрастного в своих суждениях человека удается не часто. Впрочем, в своей симпатии к этой актрисе Алла Шендерова отнюдь не одинока. Поклонников игры Лиры Лямкиной в нашем городе немало. Вот в качестве примера один штрих. Знаю театрала, который не пропускает ни одного спектакля "Бег", а на вопрос, чем же его так зацепила эта постановка, простодушно отвечает: "Не буду лукавить, спектакль нравится. Но даже если бы такого не случилось, все равно ходил бы на него из-за романса "Прорехи да заплаточки" в исполнении Ванды". Такой вот театральный "гурман". Стоит ли уточнять, что Ванду в "Беге" играет Лира Лямкина?
…Лира и ее муж актер Игорь Панов служат в нашем театре пятый сезон. Сейчас уже трудно представить себе афишу без фамилий этих двух артистов, поскольку мало в какой постановке не играют Панов или Лямкина. Профессионально востребованы они были и в Уфе: семья приехала в Магнитогорск из Башкортостана, где они вместе работали в Молодежном театре имени М. Карима. Их карьеры складывались на редкость успешно, а Лира, без ложной скромности, считалась примой театра - это не ее слова, об этом говорят коллеги актрисы. Впрочем, они всегда были легкими на подъем, вот почему когда тогдашний главреж нашего театра Сергей Пускепалис, ставивший в Уфе спектакль, предложил семейной паре переехать в Магнитку - согласились, не побоявшись, жизнь переменить. В тот период самым непривычным для них было то, что не надо вставать чуть свет и спешить на утренний спектакль. "Чем Молодежный театр отличается от драматического? Там, помимо вечерних спектаклей, стабильно играют сказки. Так что в детских постановках мы с Игорем поучаствовали выше головы. И первое время в Магнитогорске очень радовались, что 10 часов утра, а мы - не на сцене в образе зайчиков или медвежат", - со смехом вспоминает Лира.
Ее первой работой в нашем драматическом стал спектакль "Гроза" - во всех смыслах знаковый для нашего театра. Кто давно ждал и хотел страстного, театра яркого и эмоционального, но при этом не техногенного, а глубокого, в котором главенствует его Величество Артист ,- именно его и получили благодаря режиссерскому таланту и человеческой мудрости Льва Эренбурга. Лямкина играет в "Грозе" Глашку - к слову, присочиненную к пьесе роль - прислужницу в доме Кабановой, умопомрачительно-трогательно влюбленную в Тихона, на протяжении всего действа пытающуюся его приворожить то с помощью своих волос, то посредством "заговоренных" пряников. На вид неказистая, нелепая в своей любви, почти безмолвная, душа Глашки на самом деле соткана из разных "паутинок". Не случайно, глядя на героиню Лиры, ты и смеешься, и плачешь. Актеры не любят вопросов о своих любимых ролях, оправданно считая, что таковыми должны быть все, но вот роль Глаши, определенно, стала этапной в творческой судьбе Лиры.
…Артисты, как правило, не могут позволить себе роскошь долгого нахождения в декретном отпуске. Вот и Лира вернулась в Молодежный театр спустя три месяца после рождения дочери. В Магнитку семья приехала, когда Веронике было чуть больше года. Пришлось ко многому привыкать: и к новому городу, и к новому театру, и к новому окружению, и к новой… себе. В Уфе Лира играла преимущественно героинь да роковых красоток. После появления на свет Вероники она долго не могла принять свой нынешний образ и видела в зеркале какую-то незнакомку. Причем больше всего в этой ситуации ее волновало, в каком амплуа она теперь будет существовать на сцене: "Я не понимала, что со мной? Кого я теперь смогу играть? Спас от депрессии Эренбург. Благодаря его одобрению и уникальному методу работы, я вновь поверила в себя. А напутственные слова Льва Борисовича после показанного мной этюда о приворотах помню до сих пор. "Твои пряники мы пронесем через весь спектакль", - улыбаясь, рассказывает Лира. Так что спектакль "Гроза" не только открыл магнитогорскому зрителю актрису Лямкину, но и помог ей избавиться от послеродовых комплексов. Видимо, и вправду сцена лечит.
Каждую свою роль она пропускает через "нутро". "Бывают, конечно, такие персонажи, которые делаешь "от головы", - делится Лира, - но это лишь в том случае, если материал не нравится. Впрочем, постепенно материал все равно присваиваешь себе, потому что своего героя надо любить и обязательно находить в нем что-то симпатичное, трогательное, близкое. Внутри себя ты должен ощущать комфортную среду "сожительства" с этим персонажем. Я всегда придерживаюсь правила: пусть спектакль будет неудачным, но я обязана сделать роль, даже самую маленькую, так, чтобы зритель остался доволен моей работой. В своей профессии я должна быть чиста сама перед собой".
Несмотря на свой очевидный дар, Лира - актриса рефлексирующая, сомневающаяся, зачастую и вовсе изводящая себя "самоедством". Она убеждена: если пребывать в уверенности что ты - супер, можно смело говорить профессии: "До свидания". Ей необходимо слышать одобрение от режиссеров и слова поддержки: "Для меня очень важно, чтобы меня хвалили, даже если у меня что-то не получается. Меня это вдохновляет, и я начинаю все больше и больше раскрываться. На крик у меня одна реакция - внутренний "зажим". Впрочем, мне всегда везло на режиссеров, "кричащих" среди них - не было", - признается актриса.
А опыт у Лиры немаленький. Уже в 13 лет в родном городе актрисы Нефтекамске она была принята в детский музыкальный театр "Тургай" - по-башкирски "Жаворонок". Как обычно бывает в таких случаях, решила поболеть за подружку, прошедшую кастинг, а приемная комиссия предложила… пройтись по сцене и ей, скромно сидящей у стеночки. В результате обе девочки оказались среди "Жаворонков". Теоретически театр считался детским, но на практике в нем занималась молодежь на 5-6 лет старше Лиры. Для подростков они казались недосягаемыми артистами, смотреть на которых можно было лишь затаив дыхание. Коллектив в театре был очень дружным и сплоченным, и Лира сломя голову неслась на каждую репетицию. Театром-спутником "Тургая" являлся столичный музыкальный театр Натальи Сац, а потому в маленький провинциальный Нефтекамск приезжали режиссеры из Москвы ставить детские спектакли. Поначалу, естественно, о главных ролях и речи не могло быть. Свою первую серьезную роль Лира сыграла спустя два года после того, как пришла в коллектив. До сих помнит: ее героиню звали Крошка в спектакле "Овраг" по одноименному произведению Константина Сергиенко.
К тому моменту за плечами у Лиры имелось семь лет обучения в музыкальной школе по классу фортепиано. Голосистой она была всегда, но раскрылись певческие способности девушки именно в театре "Тургай". А тут еще в том же ДК, где она занималась, появился новый коллектив - Театр песни, куда ее взяли с огромным удовольствием. Впрочем, "разрываться" между двумя театрами было ей только в радость. В Театре песни она исполняла репертуар Ирины Аллегровой, Вики Цыгановой, словом, попсу в чистом виде. Музыкальных каналов тогда и в помине не было, а потому местные эстрадные певцы считались в Нефтекамске настоящими звездами. На концертные программы Театра песни собиралась вся молодежь города, и Лира всегда находилась в центре внимания. А незадолго до окончания школы ее пригласили в народный театр Нефтекамска. Труппа в этом коллективе была достаточно зрелая, и им срочно требовалась молодая героиня для одного спектакля. Слухами земля полнится, а уж в небольшом городке каждый, кто "в теме", знает, где отыскать нужного человека. Отыскали… Так у Лиры стало на одну душевную привязанность больше… Заниматься в трех театрах одновременно - не шуточки, тем более что учебу в школе никто не отменял. Положа руку на сердце, Лира признает - уроки в тот период ее стали волновать значительно меньше. Она уже "заболела" актерской профессией и иного пути для себя просто не представляла.
В семье Лиры, между тем, постепенно нарастало недовольство. Ее родители были далеки от искусства: папа - мастер-электрик, мама - завуч в школе - люди практичные, не витавшие в облаках. И хотя маме нравились общительные и обаятельные друзья Лиры, она разделяла мнение мужа, который в отношении будущего дочери был непреклонен: Лира непременно должна стать дипломатом. Училась девочка хорошо, "шла" на серебряную медаль, и в своих мечтах папа видел, как старшая дочь благополучно поступает в МГУ или МГИМО и делает блестящую карьеру на дипломатическом поприще. Увлечение Лиры он, мягко скажем, не одобрял и не воспринимал его серьезно. Забегая вперед, скажу: сейчас папа Лиры понимает, что его дочь стала хорошей актрисой, а, значит, не напрасно выбрала эту профессию. Он радовался, что спектакль "Гроза" с ее участием "взял" "Золотую маску", рассказывал об этом всем своим друзьям и знакомым. Он с удовольствием читает все, что пишут о Лире в прессе, но при этом… по-прежнему не принимает театр как вид искусства вообще. "Я не могу его за это упрекать, - объясняет Лира. - Самое главное, что он мной гордится".
…После окончания школы Лира планировала поступать в Москве, но, не послушав родителей в главном, решила уступить в малом: поехала в Уфу. Все-таки со столицей у папы были связаны совсем другие ожидания. Однако не зря говорят: человек предполагает, а Бог располагает. В Уфу Лира, по собственному признанию, прибыла с ощущением, что она "крутая артистка", но увидев длинноногих, модельного вида абитуриенток, по-детски растерялась: ей показалось, что на их фоне она однозначно проигрывает по всем показателям. В 16 лет многие вещи воспринимаешь гипертрофированно, словно через увеличительное стекло, а потому, враз растеряв уверенность в себе и в своих силах, Лира начала уныло бубнить под нос перед приемной комиссией, ее органика, естественность, артистизм куда-то улетучились. Как результат - не поступила. Слез по этому поводу было пролито море, ведь пришлось возвращаться домой, где первыми словами папы были: "Я же тебе говорил!" Самое поразительное, что в этом театральном институте работали люди, приезжавшие в Нефтекамск на фестивали и видевшие Лиру на сцене. И, наверное, обратись она к ним с просьбой перед экзаменом, все могло сложиться иначе. Но она со свойственным ей максимализмом была убеждена в том, что все сможет сама.
Лира пошла в педучилище, о чем слезно просила мама. В тот период ей было все равно - в училище, так в училище. Но проучилась в нем недолго. Через полгода ей поступило предложение стать штатной артисткой Театра песни, и она согласилась. И понеслось! Победа в республиканском конкурсе вокалистов, съемки на телевидении, гастроли по Молдавии, Украине и другим уголкам страны. Участие в международном конкурсе "Шлягер-93" в Питере, где она выступала на одной сцене с тогдашними "звездами" Укупником, группой "На-На". Не жизнь, а сплошной фейерверк. Вспоминая то время, Лира констатирует: "Мне тогда реально "башню" снесло, и звездная болезнь, которая порой случается с актерами, "накрыла" меня в 17 лет".
Эйфория продолжалась несколько лет и сменилась жуткой депрессией. В голову лезли "крамольные" мысли: неужели она так и будет всегда петь в своем маленьком городе? Неужели с мечтой стать актрисой нужно проститься? Неужели ее жизнь никогда не изменится? На волне внутреннего "раздрая" она собралась и уехала в Уфу. Как оказалось, столь импульсивный поступок был не напрасным. Едва сойдя с автобуса, еще на автовокзале, она увидела объявление, что Молодежный театр проводит набор на подготовительные курсы. Это был ее шанс, и она им воспользовалась. Без подготовки прошла первый тур, но "срезалась" на втором. В состоянии абсолютного отчаяния она набралась смелости и подошла к худруку театра с одним-единственным вопросом: "Почему?", тем более что реакция на ее выступление у приемной комиссии была очень живая. "У меня такая боль уже накопилась к этому времени, что казалось - или пан, или пропал", - вспоминает Лира. И худрук честно ответил, что причина только в одном: "старовата" (Лире было 20 лет. - Прим. авт.), других "претензий" к абитуриентке нет. Но при желании она может ходить на занятия как вольнослушатель. Желание у Лиры было.
В конце года преподаватели предупредили: из 30 человек на первый курс будут зачислены только четверо парней и две девушки. Попасть в число счастливчиков Лира, учившаяся на птичьих правах, даже не рассчитывала. И какова же была ее радость, когда в числе шестерых - теперь уже студентов Уфимской академии искусств - прозвучала и ее фамилия. Педагогом по актерскому мастерству у них на курсе была заслуженная артистка России Тапсулпан Бабичева, служившая в Башкирском академическом театре. "Она была продвинутым педагогом. Мы с ней много работ выпустили и по Чехову, и по Достоевскому, и по Шекспиру. И даже взяли Гран-при на фестивале в Ярославле среди дипломных спектаклей. Мастер учила нас быть честными и духовно развитыми людьми, - вспоминает Лира. - И сейчас я полностью подписываюсь под словами своего педагога: приобретая навыки ремесла, надо суметь остаться искренним человеком, сохранить простое, человеческое отношение к жизни, к семье, к работе".
С этими словами наверняка, согласится и Игорь Панов - тоже ученик Тапсулпан Догиевны. Игорь с Лирой стали жить вместе на последнем курсе академии и до сих пор друг для друга - и поддержка, и тыл, и "стена каменная". Их пятилетняя Вероника по-настоящему театральный ребенок. Ей нравится в стенах театра, трехчасовую "Грозу" смотрит, не шелохнувшись, на одном дыхании. Искренне восхищается, что в спектакле "Бег" мама играет в красивом платье со шлейфом. У них даже традиция образовалась: когда Лира оказывается за кулисами, дочь поджидает ее, чтобы донести шлейф. К тому же, малышка уже и сама выходит на сцену в двух постановках - в "Грозе" и "Беге", причем, в одном спектакле она поет а-капелла, в другом - танцует. А в рейтинге пристрастий Вероники, помимо родителей, верхние строчки ее "хит-парада" занимают молодые актеры театра Валерий Войнов и Алена Щеблева. Алена - крестная Вероники и в семье ее называют "наша фея", поскольку она любит баловать свою "подопечную". Насчет будущего Вероники, родители пока не загадывают, но если девочка все-таки решит пойти по стопам родителей, то станет актрисой в третьем поколении, поскольку и папа, и мама Игоря - тоже актеры.
…Артисту просто необходимо иметь душевную сокровищницу, чтобы выпускать оттуда целый спектр лучей, в котором очень много цветов, не как в радуге, - семь, а все сорок семь. Лира, например, давно мечтает сыграть и спеть в мюзикле. "Все режиссеры, приезжавшие в Уфу, говорили: "Надо поставить "на тебя" мюзикл", но дальше разговоров дело так и не сдвинулось, - сетует актриса. - И вот мне уже энное количество лет, а мечта так и остается неосуществленной".
Может, ее мечта осуществится. А пока она полностью поглощена репетициями нового спектакля "Апельсиновая корка" по пьесе сербского драматурга Майи Пелевич. Премьера постановки запланирована на январь 2011-го, в ней у Лиры - главная роль. Режиссер Деяна Николовска из Македонии сказала Лямкиной: "В основном, ты играешь комедийные или мелодраматические роли. Я хочу разбить этот стереотип и показать тебя другой". По части "разбивания стереотипов" спектакль "Апельсиновая корка" вообще обещает побить все рекорды. И можно не сомневаться: актриса Лира Лямкина обязательно сыграет в нем на струнах души - как она это умеет.