КАК ИЗВЕСТНО, 7 июня глава города издал постановление «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории Магнитогорска».
Реализация его рассчитана на три года. Уже это говорит о том, что власть не собирается рубить сплеча, а действительно намерена навести порядок с уличной торговлей – многочисленными ларьками, киосками, павильонами, торговыми «точками» в составе остановочных комплексов общественного транспорта.
Нет ничего неожиданного в том, что постановление было встречено, как говорится, в штыки. Оно уже пятое постановление на уровне главы города за последние десять лет, и всегда попытки реорганизации мелкорозничной сети вызывали недовольство и сопротивление предпринимателей. Достаточно привести пример с ликвидацией «городского позора» – ярмарки у курантов. Вот и на этот раз не без участия областных и местных политических оппозиционеров мэру прилепили ярлык «душителя малого бизнеса», а его политику назвали «антипрезидентской». В городе появились анонимные листовки экстремистско-хамского содержания, состоялись митинги. В свою очередь, Евгений Карпов предложил предпринимателям взвешенный, конструктивный диалог с властью.
Такой разговор состоялся 17 июля в формате совещания у заместителя главы города Виталия Сидоренко с участием руководителей ряда управлений и отделов городской и районных администраций, объединения защиты прав потребителей, городской торгово-промышленной палаты. Поначалу разговор складывался трудно, предпринимателей захлестывали эмоции и казалось, что «стороны» не слышат друг друга. Представители власти приводили аргументы в пользу необходимости реорганизации мелкорозничной сети, а предприниматели настаивали на том, что это никакое не «упорядочение», а просто уничтожение уличной торговли, ссылаясь на пространный перечень торгово-остановочных комплексов, павильонов и киосков в приложении к постановлению, которые «прикажут долго жить» либо по соображениям безопасности дорожного движения, либо по окончании срока аренды. Но им терпеливо объясняли, что этот перечень – всего лишь своеобразный «протокол о намерениях», попытка «инвентаризации» объектов мелкой розницы и решение по каждой «точке» будет приниматься после тщательного, индивидуального рассмотрения целесообразности ее сохранения, соблюдения требований норм санитарии, современной торговли, эстетического вида и цивилизованного содержания прилегающей территории. Предпринимателям напомнили, что их торговые точки изначально были временными.
Довольно весомые аргументы по влиянию торговых павильонов в составе остановочных комплексов на безопасность дорожного движения привел начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Михаил Дмитриев, хотя эта «привязка» мелкорозничной торговли к дорожной безопасности предпринимателям казалась надуманной, искусственной. К тому же, когда выдавались разрешения на установку павильонов, обстановку оценивали и давали «добро» и руководители ГИБДД. Но за последние годы, сказал Михаил Дмитриев, количество транспорта существенно возросло, напряженнее стали транспортные потоки. А многие торговые «точки» стоят почти впритык к проезжей части, загораживают видимость, из-за чего есть угроза возникновения такой типичной ситуации, как «неожиданное появление пешехода перед близко идущим транспортом». Были названы и конкретные адреса, например, на улицах Ленинградской, Комсомольской, Советской. К тому же, к придорожным киоскам, расположенным на остановках общественного транспорта, постоянно подъезжают автомашины, здесь в ожидании клиентов часто останавливаются таксисты, и это создает препятствия для движения транспорта, заезда в «карманы» автобусов и маршруток, для пешеходов, направляющихся к трамваю. Хотя с нарушителями правил стоянки и остановки могли бы решительнее побороться и работники ГИБДД.
Опровергая «тезис» об «удушении малого бизнеса», Виталий Сидоренко рассказал, какую поддержку власти оказывают этой сфере. Например, снижены налоги, за малым бизнесом существенно сокращен контроль, организуется его кредитование. Причем все это относится к самым многочисленным сферам малого бизнеса – в производстве, науке, строительстве, сервисе и так далее. Безусловно, мелкорозничная торговля – это тоже малый бизнес, но имеющий свои специфические особенности. Эта форма торгового обслуживания приветствуется и порой даже незаменима при обслуживании населения в зонах отдыха, при проведении крупных мероприятий, таких как, к примеру, Сабантуй, День города, День металлурга. Мелкорозничная торговля уместна при сезонной реализации овощной продукции, летней торговле прохладительными напитками. Не вызывает возражений торговля мороженым, печатными изданиями. Без мелкорозничной торговли трудно обойтись в районах новостроек, где еще не организовалась магазинная торговля, и таких мест в городе еще немало. Но что сейчас происходит у нас? Мелкорозничная торговля в своем большинстве зиждется на круглосуточной торговле пивом и сигаретами, многие «точки» расположены вблизи школ, детских садов, лечебных учреждений. Можно ли такую «малую торговлю» считать социально значимой?
Виталий Сидоренко еще раз подчеркнул, что судьба каждого павильона, киоска, ларька будет определяться взвешенно, в индивидуальном порядке, а не «списком». В случае необходимости предпринимателям будут предложены различные варианты продолжения бизнеса, а продавцам – трудоустройство. Также решено продолжить практику подобных встреч для прояснения возникающих вопросов, консультаций с периодичностью в две недели.
После окончания встречи спрашиваю у предпринимателя из инициативной группы Наталии Гура, других ее коллег, убедились ли они после встречи с руководителями города, что никто не собирается «душить» малый бизнес, мелкорозничную торговлю?
– Мы хотим в это верить, – ответила за всех Наталия Гура, – отрадно уже то, что власть пошла с нами на конструктивный диалог.