Вопрос модернизации воздушных ворот нашего города обсуждают не первый год – и с имиджевой точки зрения, поскольку город зачастую принимает гостей самого высокого ранга со всего мира, и с технической: взлётно-посадочная полоса аэродрома нуждается в усилении, что позволит увеличить число авиаперевозок и при необходимости принимать более тяжёлые, а значит, вместительные воздушные суда.
В 2019 году, во время визита в Магнитогорск президента страны Владимира Путина, вопрос реконструкции аэродрома прозвучал на встрече главы государства с работниками ПАО «ММК», и президент обещал помочь. В том же году губернатор Челябинской области Алексей Текслер утвердил концепцию развития Магнитогорска в качестве второй столицы Южного Урала и активно подключился к продвижению вопроса реконструкции воздушной гавани города, взяв вопрос под личный контроль. В прошлом году на День металлурга Магнитогорский меткомбинат с 90-летием приезжала поздравить председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Она ознакомилась с планами реконструкции аэродромного комплекса и, задав с десяток вопросов, пожелала поскорее приступить к реализации проекта. Ведь на тот момент точные сроки работ были ещё не определены.
Наконец, в конце марта 2023 года – после окончательного утверждения бюджета и графика работ, а также проведения тендера на выбор подрядчиков – решение принято и официально озвучено министерством транспорта Челябинской области: в период с первого июня по первое октября магнитогорский аэропорт закрывается на реконструкцию. Все рейсы – Магнитогорск имеет авиасообщение по восьми направлениям, а в Москву несколько рейсов ежедневно – на эти четыре месяца отменяются.
Список работ внушительный: кроме усиления взлётно-посадочной полосы в рамках проекта предполагается расширение перрона до десяти стояночных мест для воздушных судов, а также реконструкция рулёжной дорожки, строительство площадки для противообледенительной обработки самолётов, установка новых объектов радиотехнического обеспечения полётов, светосигнальной системы, метеорологического оборудования и аварийно-спасательной станции. Кроме того, появится новое здание КПП со шлюзом пропуска, будут построены очистные сооружения и другие необходимые объекты.
Финансирование проекта будет осуществляться за счёт федерального бюджета, на весь комплекс работ выделено 5,77 миллиарда рублей в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» по заказу федерального учреждения «Росмодернизация». Осваивать средства по итогам прошедшего в апреле прошлого года тендера предстоит московской компании «Альмакоргруп». Окончательно работы должны быть выполнены до конца будущего года. Однако, по словам представителя компании-подрядчика Сергея Матрёнина, скорее всего, поставленные задачи будут выполнены даже раньше намеченных сроков.
– Программа предусматривала сдачу объекта в 2024 году, но компания «Альмакоргруп» взяла на себя повышенные обязательства и согласовала с государственным заказчиком обновлённые сроки, согласно которым основные работы по взлётно-посадочной полосе будут завершены уже в этом сезоне, – говорит Сергей Матрёнин.
Работы начаты – правда, пока только подготовительные, но и они впечатляют. Недалеко от гостиницы аэропорта вовсю работает тяжёлая техника: ради нескольких месяцев работ здесь возводят два завода по производству бетона – по словам представителя компании-подрядчика, этот шаг, пусть и трудоёмкий, но более логичный, чем долго везти бетон из города и накладывать нагрузку на инфраструктуру аэропорта. В данном случае строительный материал, произведённый в нескольких сотнях метров от объекта реконструкции, будет тут же уложен. Возвести заводы предполагается до мая, потом сразу начнутся работы по взлётно-посадочной полосе. Более того, первая её треть будет сделана без отмены полётов из магнитогорского аэропорта, длина взлётно-посадочной полосы позволяет это. Полёты прекратятся, лишь когда работы начнутся на центральной части ВЗП. Качество работ в ежедневном режиме будет отслеживаться представителями государственного заказчика.
– Качество выполняемых работ, применяемых материалов, соблюдение сроков – всё берём на себя и тщательно отслеживаем, поскольку это напрямую связано с безопасностью пассажирских авиаперевозок, – говорит главный специалист управления строительного контроля ФКУ «Ространсмодернизация» Дмитрий Баталов. – Сейчас работы идут по графикам, перспективы пока положительные, будем надеяться, что в том же ритме и продолжим.
Рядовых пассажиров в связи с закрытием аэропорта волнуют всего два вопроса.
Ответ на первый из них – откуда вылетать в самый разгар туристического сезона? – более-менее понятен: пассажиров готовы принять аэропорты равноудалённых от Магнитогорска Челябинска и Уфы, а также чуть более дальний, зато куда более крупный Кольцово в Екатеринбурге. Второй вопрос сложнее: сможет ли общественный транспорт справиться с потоком желающих доехать до аэропортов указанных городов, учитывая, что в пору отпусков спрос на путешествия резко возрастает? И в этом магнитогорцы надеются на помощь властей города и трёх регионов – Челябинской области, Екатеринбурга и Башкортостана. В городе начала работу специальная комиссия по реконструкции аэродрома – на прошлой неделе состоялось первое её заседание под руководством главы города Сергея Бердникова с участием генерального директора магнитогорского аэропорта Евгения Кирсанова и начальника управления транспорта и коммунального хозяйства городской администрации Кирилла Шумова.
– Министерством дорожного хозяйства Челябинской области прорабатываются вопросы увеличения дополнительных поездов, которые соединили бы Магнитогорск с Уфой и Челябинском, – говорит Кирилл Шумов. – Интенсивность движения автобусов. Сейчас мониторим возможность увеличения числа автобусных рейсов, просчитываем потребность в этом пассажиров. И активно продвигаем вопрос запуска новой «Ласточки» из Магнитогорска в Уфу.
Одно но: в маршрут железнодорожного сообщения Магнитогорска и с Челябинском, и с Уфой не входит аэропорт – железная дорога не пересекается с ним. Так что та же «Ласточка» довезёт пассажиров до центральных вокзалов, и оттуда придётся добираться до аэропортов самостоятельно – либо рейсовыми автобусами, под расписание которых необходимо будет подстроиться заранее, либо на такси – это удобнее, но дороже.
Теперь что касается автобусов: прямых рейсов из Магнитогорска до Уфы нет – только с пересадками, а это долго и неудобно, зато автобусы точно привезут вас в аэропорт – он входит в их маршрут. А в Челябинск с 10 апреля число рейсов самого популярного –
591-го – маршрута автобуса увеличено: ежедневно с утренних пяти часов десяти минут от автостанции, что по ул. Вокзальная, 39А, в режиме «каждые 50 минут» в Челябинск будут выезжать 20 автобусов. Причём рейсы, отправляющиеся в 17.40, 20.00 и в 22.40, будут включать в свой маршрут аэропорт имени Курчатова. Правда, на обратном пути этого пункта нет – магнитогорцам, прилетающим в Челябинск, придётся самим доехать до вокзала и уже там пересесть на автобус в Магнитогорск.
Более гибко с пассажирами работают маршрутные такси и трансферные компании, возящие пассажиров на легковых автомобилях или микроватобусах, а потому мгновенно подстраивающиеся под запросы пассажиров. Но в данном случае во имя безопасности мы бы советовали пользоваться только проверенными официальными перевозчиками, обладающими всеми лицензиями и сертификатами. Владимир Бленару – директор одного из таких. Он подтверждает: в период, пока магнитогорский аэропорт будет закрыт, компания планирует увеличить рейсы до Челябинска, куда и сегодня отправляет маршрутку каждый час, а также более масштабно освоить маршрут до Уфы, в аэропорт которой пока возит только дважды в день, заезжая туда по пути в Казань.
– Как минимум мы заполним все свои уже существующие рейсы, которые сегодня, бывает, уезжают полупустыми: в последний год пассажиропоток, увы, уменьшился, люди в первую очередь стали экономить на отдыхе, – говорит Владимир Теодорович. – Но лето – точнее, пять месяцев с мая по октябрь – традиционная горячая пора как для авиаперевозок, так и для нас наземного транспорта. Особой конкуренции большим автобусам мы не составляем – разный контингент клиентов, наоборот, хорошо дополняем друг друга: так, если 591-й автобус включает в свой маршрут аэропорт Челябинска в вечерних рейсах – чтобы привезти пассажиров ранним утром, то мы – утром и днём, есть ещё рейс поздно ночью. Но, если будет запрос, организуем дополнительные поездки.
На повестке дня и ещё один важный вопрос: всем известно, что цена билета на самолёт тем дешевле, чем раньше ты его приобретёшь. И билеты из Магнитогорска на лето-2023 люди приобретали в прошлом году – когда точная дата закрытия аэропорта на ремонт не была известна даже руководству авиапредприятия. Что теперь делать таким пассажирам? Генеральный директор аэропорта Евгений Кирсанов отвечает: обращаться к авиаперевозчикам, которые, получив уведомление, теперь обязаны решить вопросы с каждым клиентом в частном порядке. «ММ» позвонил в авиакомпанию «Северный ветер» – именно она возит магнитогорцев в Сочи, а отпуск, как правило, люди планируют глубоко заранее.
– Да, часть билетов на даты закрытия аэропорта действительно была компанией продана, и своим пассажирам мы предлагаем несколько вариантов решения вопроса, – после десятков переадресаций на «горячей линии» авиакомпании мне отвечает специалист. – Пассажир может либо вылететь в Сочи из другого города – в эту же либо ближайшую дату, в зависимости от расписания рейсов авиакомпании из конкретного города. Учитывая, что, по сравнению с Магнитогорском, и в Челябинском, и в Уфимском аэропортах география авиаперевозок намного более разветвлённая, наши клиенты предпочитают именно этот вариант, выбирая удобные рейсы. Либо, если ничего не подошло, они могут вернуть деньги без финансовых потерь.
Первого октября полёты из Магнитогорска должны быть возобновлены – несмотря на то, что работы по реконструкции аэродрома ещё не будут закончены. Просто, закончив всё, что касается перелётов, строители перейдут к тем объектам, которые авиапотоку не мешают. А пока придётся потерпеть – в ожидании того, что скоро всё станет современнее и технологичнее.
«ММ» будет следить за развитием событий.