Гигант чёрной металлургии не только варил сталь, производил металлопродукцию, но и выполнял социальные функции: строил жильё, детские сады, больницы, отвечал за сферу обеспечения жизнедеятельности - воду, тепло, газ.
Расходы на содержание социальной инфраструктуры были включены в себестоимость продукции комбината, что при рыночной экономике делало её неконкурентоспособной. Однобокая схема развития поселений с градообразующим предприятием была характерной чертой социалистического уклада экономики.
Проблема моногородов была всегда, но особенно остро встала в 2008-2009 годах во время мирового финансового кризиса, который больно ударил по монопрофильным производствам. В кризисные годы государство направляло средства для поддержки моногородов, но со временем финансовые отчисления прекратились. Так, в 2010 году на решение инфраструктурных задач правительство РФ выделило моногородам 27 млрд. рублей, в 2011 - всего полтора миллиарда, в 2012 - ни копейки, что сказалось на ухудшении экономической обстановки.
"Кризисный список растёт и насчитывает уже около 70 населенных пунктов, где власти в "ручном режиме" пытаются не допустить социально-экономических потрясений", - в начале 2014 года заявлял помощник президента России Андрей Белоусов. Правительство приняло меры по поддержке монопрофильных населенных пунктов. В июле 2014 года Минэкономразвития подготовил новый перечень, в который вошли 313 моногородов. В них проживают около 16 млн. человек - чуть больше десяти процентов населения страны. В список попали те поселения, в которых более трёх тысяч жителей, а количество работников, занятых на основном производстве, не ниже 20 процентов от всех городских организаций. 16 моногородов находятся в Челябинской области.
Стричь под одну гребёнку не стали, разделив города на три категории в зависимости от рисков ухудшения социально-экономической ситуации. В первую попали 75 поселений с наиболее сложным социально-экономическим положением. Пять из них в Челябинской области: Усть-Катав, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Карабаш и Аша. Во вторую категорию вошли 149 городов, имеющих риски ухудшения социально-экономического положения, из них восемь областных: Миньяр, Сим, Бакал, Сатка, Озёрск, Миасс, Златоуст, Чебаркуль. В третьей категории 89 городов, как говорится в документе Минэкономразвития, "со стабильной социально-экономической ситуацией". К ним отнесли Трёхгорный, Снежинск и Магнитогорск.
По основным показателям за полугодие Магнитка подтверждает одновременно и социальную стабильность, и монопрофильность: отгружено товаров, выполнено работ и услуг по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" на 185,7 млрд. рублей, из которых на обрабатывающие производства приходится 181, 7 млрд. рублей. Индекс промышленного производства - 106,5 процента, за аналогичный период 2013 года - 99,8 процента. Прибыль крупных и средних предприятий составила 13686,9 млн. рублей, за прошлый период - 2363,8 млн. рублей. Доходы в городской бюджет снизились с 2288 млн. рублей до 2018,1 млн. рублей. Численность работников крупных и средних предприятий снизилась на 3,2 процента, составив 122,6 тысячи человек. Население на 1 января - 414,9 тысячи человек.
Пока Магнитка относительно благополучна, градообразующее предприятие органично вписано в экономику страны, но учёные предрекают моногородам, имеющим отраслевой профиль, связанный с машиностроением, черной и цветной металлургией не самую благоприятную перспективу.
Моногорода Челябинской области - результат односторонне развитой экономической базы, ориентированной на местные природные ресурсы и историческое индустриальное наследие. Экономисты считают их уязвимыми, поскольку большинство зависит от государственного заказа и в кризисные периоды нуждается в государственной поддержке. Из всего объёма производимой в области продукции три четверти приходится на моногорода.
Как перепрофилировать "моно" в просто город? Проблема, которую в своё время успешно решили в США, Канаде, Великобритании, Германии. Независимо друг от друга государства пришли к единому мнению - необходимо планирование. Лишь те крупные и мелкие предприятия смогли минимизировать последствия кризисов, которые планировали производство на перспективу. Местные власти разрабатывали стратегические планы развития своих территорий. Например, в послевоенной Германии кризис переживал центр угольной промышленности Рур. Правительство выделило дотации и субсидировало потребление угля. Закон определил минимальный объём добычи угля, размер субсидий высвободившимся рабочим, компенсировал затраты на их переобучение. Угольная промышленность страны объединилась в один концерн и имела долгосрочные договоры на поставку продукции. Государство поощряло работодателей - снижало или вовсе освобождало от налогов и социальных выплат за создание или сохранение рабочих мест.
Мировой опыт показал два пути решения проблемы: американский - с переселением жителей в прогрессивные районы. И европейский, когда работают государственные и региональные программы перепрофилирования территорий, внедряются проекты развития инфраструктуры, переобучения персонала.
Российские экономисты предлагают такие же методы, но с меньшим участием властей: диверсифицировать экономику, или, образно говоря, перевести в формат "стерео". Создать новые предприятия, рабочие места, не связанные с профилем деятельности, которое существует на градообразующем предприятии.
По мнению специалистов центра стратегических разработок, варианты перестройки городской экономики с привлечением внешних инвестиций возможны менее чем для половины моногородов страны. Ещё треть поселений чувствует себя относительно стабильно, а каждый пятый город находится в положении, при котором градообразующее предприятие не имеет возможности для развития, может остановить работу или закрыться.
Минэкономразвития предложило направить 51 млрд. рублей из антикризисного пакета на поддержку моногородов. Правительство готово тратить деньги, но только на создание и развитие инженерной инфраструктуры на местах. Так, в текущем году выделят три миллиарда, в следующем - пять, в 2016-2017 годах - по десять млрд. рублей. Минэкономразвития проводит анкетирование собственников градообразующих предприятий по вопросу мер поддержки конкретных проектов. "Средства пойдут на софинансирование, соучастие в проекте, чтобы подвигнуть субъекты на то, чтобы они самостоятельно генерировали идеи", - объясняют руководители фонда развития моногородов.
Генерировать идеи следует исходя из научно-производственного потенциала территории. Экономисты предлагают нескольких вариантов развития городов Челябинской области, среди которых создание центров науки и высоких технологий, развитие атомной энергетики на базе Озёрска, Снежинска и Трехгорного. В регионе есть все предпосылки для развития различных видов туризма, роста агропромышленных комплексов. Целесообразно направить средства на развитие ремёсел и народных промыслов, базой для которых могут стать Касли и Златоуст. А с учётом того, что в области разведано около 300 месторождений минерального сырья - железные, медно-цинковые, титановые, марганцевые руды, золото, огнеупорное сырьё, тальк, графит, кварц, создать в городах центры филиалов предприятий крупных объектов горнодобывающей и обогатительной промышленности.
О направлениях стратегического развития Магнитогорска можно узнать на сайте городской администрации в разделе "Планы реализации Концепции стратегии социально-экономического развития Магнитогорска на 2011-2015 годы". В документе названы следующие направления: создание флоат-линии по производству термически полированного стекла, организация производства энергосберегающего оборудования, создание комплекса конечной продукции путём переработки отходов резины, производство и сборка узлов и деталей подвески автомобилей, строительство мясоперерабатывающего предприятия. Комплекс новых производств, основанных на продукции комбината, среди которых выпуск нового вида арматуры, проволоки, создание современных технологий и оборудования по переработке металла, а также новые технологии по добыче и переработке природных месторождений. В планах значится предприятие по использованию отходов деревообрабатывающей промышленности, организация факультета фармацевтики, разработка туристического направления и подготовка кадров на базе Магнитогорского института туризма. Перечислен ряд научных проектов с привлечением кадров университета имени Г. Носова.
О стратегических задачах развития города в области здравоохранения, строительства жилья, образования, социальной инфрастуктуры, поддержки малого и среднего бизнеса в начале сентября рассказывал глава города Евгений Тефтелев во время визита в Магнитогорск тогда ещё исполняющего обязанности губернатора области Бориса
Дубровского. Общая экономическая картина позитивная. Не станем сбрасывать со счетов и достижения градообразующего предприятия - впервые за пять лет комбинат достиг лучших показателей - доля продукции ОАО "ММК", по предварительным данным, в первом полугодии составила 19 процентов. В будущем - оптимистичные планы по созданию индустриального парка - базы для развития малого и среднего бизнеса.
Магнитогорск подтверждает статус моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией. Поскольку помогать федеральными деньгами решено лишь наиболее перспективным для инвестирования моногородам, у Магнитогорска есть все шансы получить господдержку для развития новых производств и отраслей. Напомним, Минэкономразвития проводит анкетирование собственников градообразующих предприятий по вопросу мер поддержки конкретных проектов.