Не только этот случай в практике Магнитогорского мирового суда получился из ряда вон выходящим. Его можно было назвать анекдотом, если бы не последствия.
Пожилая жительница Магнитогорска едва не угодила за решетку. Да за что! За жестокое избиение соседки по саду, которая старше ее почти на двадцать лет!
"Весь день мы с мужем пробыли в саду, а около семи часов вечера собрались домой. Дошли до автобусной остановки, когда я вспомнила, что забыла взять укроп на своем садовом участке, и решила вернуться. На дороге около моего участка ко мне подбежала гражданка Павлова, соседка по саду, схватила за шею обеими руками и стала душить. Говорила, что убьет меня, обзывала обидными словами, обвиняла в том, что я украла у нее укроп. Потом свалила меня на землю и оттащила за шею волоком на чужой участок, где начала правой рукой бить по голове. На какое-то время я потеряла сознание. Когда очнулась, Павловой возле меня не было", - с такими показаниями Раиса Иванова, 74-летняя пенсионерка обратилась в милицию.
Эти страсти в стиле мексиканских разборок разыгрались в садовом товариществе "Метизник-2" летом прошлого года. Об этом судачили все кому не лень. Но, что примечательно, свидетелей этого зверского избиения, кроме мужа Раисы Ивановой, не нашлось.
- Здесь живут поссорившиеся женщины? - спрашиваем у садовода, который с интересом рассматривает из-за забора прибывших в сады репортеров.
- Ну да, здесь.
- А правда одна избила другую? Вы видели?
- Нет-нет-нет. Ничего не видел! Только слышал, что судятся вроде…
День икс - 8 июня года нынешнего. В назначенное время у мирового суда четвертого судебного участка Ленинского района появляются две пенсионерки. Одной 56 лет, другой, напомним, 74. Представить их дерущимися получается с трудом.
- Нашим соседством Иванова недовольна давно, - рассказывает ответчик Нина Павлова. - Все возмущалась, что на нашем участке растет вишня. Мешала ей, наверное. Мы кустарник выкорчевали. Потом начали вкапывать новый забор: старый уже никуда не годился. Так она обзывать стала. Мужу говорила, что он могилу сам себе копает, что тут мы все и сдохнем… В выражениях не стеснялась!
Мировой судья Ильсур Хайретдинов удивился нашей просьбе поприсутствовать на оглашении необычного приговора. Внимательный читатель, сопоставив факты, наверняка догадался, что этот приговор для Нины Павловой носил оправдательный характер. А вот гражданке Ивановой явно маячил встречный иск - за ложный донос.
Пришлось объяснить судье, что сейчас количество таких доносов в Магнитогорске выросло до угрожающих масштабов. В качестве примера - случай из обыденной журналистской работы. Несколько месяцев назад к следователям попало заявление одной из жительниц Магнитки. Женщина утверждала, что ее отец, пожилой мужчина, систематически насиловал собственную внучку! Разумеется, дело сразу было взято на особый контроль. И поначалу в виновности пенсионера никто не мог усомниться. Тем более, что факты надругательства подтверждали и девятилетняя (!) девочка, и ее отец.
Надо отдать должное работникам следственного отдела, которые не поленились тщательно провести расследование. И, казалось бы, очевидная ситуация перевернулась с ног на голову. Когда следователям удалось добыть неопровержимое алиби пенсионера, женщина, а вслед за ней и остальные свидетели, раскололись - никто никого не насиловал. Оказалось, все фигуранты дела проживали в одной неприватизированной квартире. На долю в жилплощади претендовал и дедушка… В результате, квартирный вопрос, который портит не только столичных жителей, может обернуться "тюремным ответом". Заявительнице грозит до пяти лет лишения свободы за ложный донос.
Конечно, это не пучок укропа, но оба случая - схожи. Причем российское законодательство в этом вопросе несовершенно: доказать факт ложного доноса и оправдать ни в чем не повинного человека сложно. Это раз. Наказать заявителя-махинатора - еще сложнее. Это два. Поэтому "стучат" друг на друга все кому не лень. Особенно, когда дело доходит до раздела имущества. Во время бракоразводного процесса жены обвиняют в избиениях мужей, мужья жен. Клевещут братья на сестер и наоборот, если те претендуют на ценности, переходящие по наследству. Причем иногда сами юристы не стесняются подсказать своим клиентам этот "метод" борьбы.
- В общественную палату часто обращаются горожане, в том числе и с подобными проблемами, - комментирует председатель комиссии по законодательству общественной палаты Станислав Марайкин. - Вообще, сейчас не редкость, когда выяснение отношений из личностной плоскости переходит в юридическую. Я считаю эту практику порочной. Во-первых, за это предусмотрена ответственность, и серьезная. Во-вторых, мировые суды вынуждены заниматься непонятно чем.
С этим нельзя не согласиться. Слушая, как мировой судья зачитывает приговор, перечисляя, кто куда какую рассаду понес и на чьей грядке побывал, даже забываешь, что находишься в суде. Как говорится, было бы смешно, когда бы не было так грустно.
По чьей-то прихоти один человек оказывается оговорен, облит грязью, а десятки других людей пытаются его от этой грязи отмыть. Тратят на доказательство очевидных вещей время, силы и деньги налогоплательщиков.
- Мировой суд приговорил: Нину Павлову оправдать за отсутствием необходимых доказательств, - оглашает судья приговор. - Приговор понятен?
Конечно, понятен. Ведь даже в заявлении Ивановой значилось: "судебно-медицинская экспертиза видимых телесных повреждений не обнаружила". После спрашиваем у новой потерпевшей, уже по другому делу, Нины Павловой, будет ли она подавать встречный иск? Мудрая женщина лишь говорит, что хочет жить мирно с соседкой…