ПАМЯТНИКИ сырку «Дружба» в Москве, Чижику-пыжику в Питере, сантехник, вылезающий из канализационного люка прямо посреди Омска, следы человека-невидимки в Екатеринбурге, пельмень в Ижевске, буква «Ё» в Ульяновске и еще много самых неожиданных персонажей вроде тамбовского волка – естественно, в Тамбове…
В российских городах взялись за лэнд-арт по примеру Европы: чтобы городской пейзаж стал более дружелюбным, не нужно стесняться скульптурных форм размером с человеческий рост. В прошлом году небольшие городские скульптуры начали появляться и в Магнитке. Материал – не бронза, как в Праге, а наш, родной, чугун. В сквере Металлургов при любой погоде сидят на скамеечке пожилые мужчина и женщина с голубкой в руках. Это памятник Родителям. В сквере на улице Доменщиков вместо оставленной потомкам надписи «Здесь будет установлен «Памятник Доменщику» теперь доменщик и стоит. Памятник, однако, классический, далекий от авангардных «сырков-пельменей». А вот прокатная клеть, неожиданно возникающая в центре круговой дорожной развязки при въезде в город из аэропорта, близка к идее памятников-сюрпризов. Тем более, что эта штука настоящая – демонтирована из цехов магнитогорского метизного завода.
На расширенном заседании художественного совета глава города Евгений Карпов, правда, негодовал по поводу того, что неметаллургическая часть населения величает клеть не иначе как «пилорамой». И, отметя все авангардные соблазны, заявил: «Зачем нам, как в Челябинске, ставить по городу лубочные скульптуры? Там дамочка губы красит, тут верблюд стоит. Наш город имеет свою уникальную историю, которую нужно сохранить. И не буду я подписывать прокатную клеть, пусть учат название…»
На заседание, помимо художников, архитекторов и начальников управлений администрации, были приглашены горожане, бок о бок работавшие с легендарными руководителями ММК: скульптурную застройку города решено начать с улиц и скверов, названных в честь директоров металлургического комбината.
– Начнем с памятников Завенягину, Коробову, Носову, Ромазану. И они должны стоять не монументально, как Ленин стоит, а в уютных парках и скверах, чтобы душу согревали, – очертил задачу глава города.
На столе перед членами художественного совета предстали пока четыре пластилиновые фигурки – макеты будущих скульптур, подготовленные златоустовскими мастерами: две – с изображением Ивана Ромазана и по одной – Павла Коробова и Ивана Тевосяна. Поскольку повода обсудить безальтернативные проекты двоих последних кандидатов на увековечивание не нашлось, дискуссия разгорелась вокруг скульптуры Ивана Харитоновича.
В первом макете Ромазан стоял на капитанском мостике в фуфайке и каске. Такой вариант продвигал идею «народного директора». Второй проект был более пафосным: в узнаваемой позе и в современном пиджаке фигура Ромазана помещена на высокий постамент. Барельеф на том же постаменте изображает комбинат и награды легендарного директора. В качестве места установки был предложен сквер возле Дворца спорта имени Ромазана.
Мнения о том, каким Иван Харитонович должен предстать перед потомками, резко разделились. Одним был не по вкусу соцреализм, явно читавшийся во втором макете, хотелось не «очередного вождя», а живого человека. Другие протестовали против набившей оскомину фуфайки, уверяя, что потомки должны взирать на «фундаментальную фигуру стратега и политика». Вторых было больше. Создавалось впечатление, что хоть Союз нерушимых и рухнул вместе с памятниками-громадинами, привычка советских людей видеть вместо лица скульптуры ее ботинок осталась в крови и передается через поколения. Магнитка, город с великим прошлым и амбициозным будущим, продолжает наполняться формами недосягаемыми и бесконечно далекими от жителей.
– Любая скульптура может быть рассмотрена только в пространстве. Первая, камерная, годится для сквера, вторая – монументальная, поэтому ей место на площади, – завершил прения представитель архитекторов. – Меня смущает другое: фигура Ромазана, опирающегося на мостик, напоминает мне позу Александра Сергеевича Пушкина…
Глава города Евгений Карпов, выслушав стороны, распорядился воспользоваться компьютерной графикой и для наглядности поместить макеты скульптур в виртуальный сквер. Увидеть и обсудить результат горожане смогут на следующем заседании совета в марте. На него, кстати, со своими предложениями придут члены Союза художников России и студенты факультета изобразительного искусства и дизайна МаГУ.
По данным управления культуры, лэнд-арт в Магнитке не замкнется только лишь на исторических личностях. Необычные скульптурные предметы будут наполнять скверы в ближайшие пять лет, согласно проекту целевой программы по охране исторического и культурного наследия города. Уже в сентябре на улице Труда откроется центр детского художественного образования. В школьном сквере ребят встретят скульптуры виолончели и рояля.
В ближайшее время все памятники города подвергнутся ревизии, отметил заместитель начальника управления культуры Александр Логинов: культурное наследие легендарной Магнитки пока стоит несосчитанным. Лишь в прошлом году депутаты городского Собрания приняли положение, определяющее порядок установки памятников на территории города. Теперь самое время браться за фактуру.
Важно, чтобы и местные ваятели не остались в стороне от скульптурной застройки города. Пока что инициативу проявляют лишь златоустовские умельцы: им принадлежат проекты и памятника Родителям, и памятника Доменщику. Если к проекту подключатся талантливые скульпторы и студенты, город наполнится живой, увлекательной историей. А уж в каком стиле будут сделаны малые скульптурные формы, – это детали. Главное, чтобы вылитые из чугуна «мелочи большого города» не слились для жителей в одну серую массу, в которой Александр Сергеевич будет неотделим от Ивана Харитоновича.