Трудяга-паровоз едва успел перевести дух, как из теплушек стали выпрыгивать солдаты в военной форме времён Великой Отечественной войны. На перроне цветами и крепкими объятиями их встречали родные и друзья. Эта сцена, мастерски сыгранная молодыми челябинскими артистами, перенесла магнитогорцев на79 лет назад – в победный май 1945 года.
В числе горожан, встречавших Поезд Победы, представитель ветеранской организации города Владимир Смилик. У него с Поездом Победы связаны особые воспоминания – в одном из таких воинских эшелонов возвращался домой, в мирную жизнь, его фронтовик-отец.
– Мне 73 года, после восьми классов окончил суворовское военное училище, затем Челябинское танковое, – рассказывает Владимир Николаевич. – Служил в Польской народной республике, в московском военном округе. Службу закончил в Курске, но вернулся в родной город. День Победы для меня – самый главный праздник. Это – дань уважения к папе – участнику войны, маме – труженику тыла и всему советскому народу, выстоявшему в той страшной войне. Сейчас стараюсь вести активный образ жизни, помогать людям. Вместе с коллегами из совета ветеранов ходим в школы, проводим патриотические мероприятия и с радостью наблюдаем, как дети меняются, становятся ещё лучше.
На перроне между тем начался настоящий концерт. Песни военных лет в исполнении группы «Баян-позитив» не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых. Магнитогорцы с удовольствием подпевали артистам, а иные срывались в пляс – вальсировали, танцевали вприсядку и даже матросскую «ковырялочку» под знаменитое «Яблочко».
Огромная очередь выстроилась из желающих увидеть кабину машиниста и топку знаменитой «Лебедянки». Эти локомотивы не случайно водят ретро-поезда, снимаются в кино, стоят как памятники на вокзалах и в музеях железнодорожной техники. Разработали этот паровоз в самом конце Великой Отечественной войны и первоначально обозначали литерой П, что значило «Победа». Буква Л в названии локомотива, как и ласковое прозвище «лебедянка» появились лишь в 1947 году – в честь главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы тоже переименовали. Площадь топки у «Лебедянки» – шесть квадратных метров. За смену железнодорожники отправляют туда до полутора тонн угля. Все механизмы работают за счёт пара. Поэтому в кабине машиниста, мягко говоря, теплее, чем на улице. К температуре привыкаешь, отмечают железнодорожники. И обращают внимание на главную достопримечательность – гудок. Протяжный, от которого замирает сердце.
– Вшестером приехали, две бригады, в каждой машинист, его помощник и кочегар, ведём паровоз посменно, – рассказывает машинист паровоза Семён Полтанов, одетый в форму железнодорожника военных лет. – Специфика управления паровозом серии «Л» отличается, конечно, от современных локомотивов. Изучали её, так просто не сядешь, не поедешь. Постоянно курсы повышения квалификации проходим, чтобы навыки не забывались, всё-таки это не каждодневная работа. В течение года месяц-два обкатываем паровозы после ремонта в депо Троицка. Для нас это большая честь, работать на паровозах, ведь они внесли большой вклад в Победу. Когда готовишь паровоз, едешь на нём, как бы окунаешься в ту атмосферу.
Не меньшим интересом пользовалась и теплушка – один из главных железнодорожных символов Великой Отечественной войны. Её официальное название – Нормальный Товарный Вагон. Он стоял на службе у железнодорожников до конца 1940-х. Стандартная вместимость теплушки – сорок человек или восемь лошадей, грузоподъёмность – восемнадцать тонн. В таких вагонах перевозили войска, технику, эвакуированное оборудование.
По сей день сложно осознать масштаб и важность задач, которые были возложены на железнодорожников в годы Великой Отечественной войны – обслуживать фронт протяжённостью более четырёх тысяч километров, от Чёрного до Баренцева моря, и не уступающий по размерам тыл. На железной дороге, как и на фронте, нашлось место героизму, самоотверженности. Сегодняшние железнодорожники отдают дань памяти и уважения трудовому подвигу своих предшественников.
– Традиция запускать Поезда Победы на паровой тяге появилась на Южно-Уральской железной дороге в 2018 году, я ею горжусь, – признаётся заместитель главного инженера Южно-Уральской железной дороги по Челябинскому региону Сергей Климонтов. – Легендарный паровоз, в тендере загружен уголь, в бригаду входит кочегар. Ведут ретро-поезд машинисты локомотивного депо, везут победителей в Магнитогорск, как в мае 45-го.
На перроне – несколько сот человек: те, кого годы войны коснулись непосредственно, и те, кто знает о них из рассказов бабушек–дедушек, учебников, фильмов. Но все, едины в одном – историю нужно хранить и бережно передавать из поколения в поколение.
– Дорогие товарищи, с праздником, с прибытием долгожданного Поезда Победы, – обращается к магнитогорцам председатель городского совета ветеранов Магнитогорска Александр Макаров. – Нужно помнить о тех, кто воевал за нашу Родину. Из 34 тысяч ушедших фронт наших земляков, четырнадцать тысяч не вернулись, их имена высечены на плитах у монумента «Тыл–фронту». Сегодня наши дети и внуки вновь защищают нашу страну. Давайте пожелаем им удачи, чтобы они вернулись живыми и здоровыми. За нами Победа!
Пока же с верой в будущее и в память о прошлом – как дань уважения победителям - традиционный праздник на перроне. Через час, дав прощальный гудок, Поезд Победы отправился дальше. 6 мая от гостил на станции Карталы, 7 мая – в Оренбурге, а 8 мая – в Челябинске.