КОНЕЧНО, ЭТО ШУТКА. Но таковы результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения: у местной прессы читателей больше, чем у центральной.
На прошедшем в Магнитогорске областном фестивале прессы генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров обрисовал портрет потребителя СМИ. Степень доверия читателей и зрителей к средствам массовой информации социологи изучали в марте, опросив более полутора тысяч человек в 46 областях, краях и республиках нашей страны.
Самый важный секрет – кому же из медийщиков граждане России доверяют больше всего – Валерий Федоров отложил напоследок. А начал с известного в общем-то факта: самым востребованным среди россиян средством информации по-прежнему остается телевидение. Без голубого экрана свою жизнь не представляют 91 процент граждан. Каждый день слушать радио предпочитают 36 процентов россиян, ежедневным чтением газет и журналов «болеют» 16 процентов, а на долю Интернета приходится семь процентов аудитории.
И россияне, и уральцы газеты читают охотнее, чем журналы. При этом предпочтение отдают региональной и местной прессе – 46 процентов. Среди федеральных изданий лидируют «Комсомольская правда» (17 процентов) и «Аргументы и факты» (14 процентов). «Московский комсомолец» читают два процента уральцев, «Известия», «Российскую газету», «Труд» – всего один процент жителей УрФО. Такую же позицию, кстати, занимает газета «Спид-инфо». А 23 процента уральцев вообще не читают прессу.
Продуктам телевидения и прессы, независимо от того, сделаны они в Москве или в Магнитке, безоговорочно доверяют 25 процентов жителей. Зарубежной информации верят лишь 11 процентов россиян.
В целом работой журналистов удовлетворены 73 процента россиян. Лучше всего к СМИ относятся молодежь и материально благополучные жители России. К достоинствам средств массовой информации россияне отнесли оперативность, тематическое и фактическое разнообразие. На достоверность получаемой информации указали 12 процентов опрошенных, на непредвзятое толкование фактов – всего пять процентов. Самым большим недостатком СМИ потребители считают сокрытие определенных событий и фактов (26 процентов).
Россияне уверены: ни они сами, ни журналисты не определяют содержание СМИ. В том, что его «диктует» государство, убеждена почти половина респондентов. Другая половина заявила, что информационную политику СМИ определяют коммерческие интересы его хозяина.
Что хотят видеть, слышать и читать жители России? Прежде всего – новости и аналитику политического и социального характера, а уже потом – житейские и развлекательные материалы. Около 10 процентов россиян готовы смотреть и читать «все подряд».
Подводя итоги, Валерий Федоров отметил, что из всех общественных институтов жители России больше всего одобряют именно деятельность СМИ. Звучит обнадеживающе.