АКТУАЛЬНЫЙ и риторический по нынешним временам вопрос: как студенты могут грызть гранит науки, если у них рот вечно занят пивом?
Примета «новой» Магнитки: утром, даже зимой в двадцатиградусный мороз, на улицах города обязательно появляются люди с бутылками пива в руках. Ни большая вероятность простуды, ни «антипивной» сезон, ни поговорка, что с утра даже лошади не пьют, – ничто их не пугает. Они уверенно двигаются «с темным пивом в светлое завтра». И хоть и косвенно, но явно одобряют популярную присказку изысканных алкоголиков: с утра выпил – весь день свободен.
На популярном магнитогорском интернет-ресурсе «Металлург.Ру» как-то было опубликовано небольшое интервью с вратарем московского «Спартака» канадцем Тайлером Моссом (ныне он сменил столичную прописку на дальневосточную, заключив контракт с хабаровским «Амуром»). На вопрос о классических «русских медведях» заокеанский голкипер всерьез ответил, что на улицах российских городов их никогда не встречал, зато добавил: «Меня больше всего удивляют люди, которые пьют пиво по утрам. Идут с бутылками, выпивают на ходу. Ни в Америке, ни в Канаде подобного не увидишь». «Чебурашка ты заморская! – тут же прореагировал один из посетителей сайта. – Они не пьют. Они похмеляются!» Но в «яблочко» не попал. Страждущими, то бишь пившими всю ночь, а теперь желающими опохмелиться, утренних магнитогорских «пивососов» никак не назовешь. Трезвые, опрятно одетые люди перед работой (!) почитают за правило выпить бутылку-другую и сделать это непременно на улице.
Пиво у нас пьют «все и везде». Молодые и немолодые, мужчины и женщины – в трамваях и в маршрутках, на вокзале и на улице, «на ходу» и в подворотнях, зимой и летом… Даже предпочитающие здоровый образ жизни горожане без пива порой не обходятся. Бутылки с этим напитком неизменно сопутствуют массовым спортивным соревнованиям. Причем ладно бы летним – приятно хлебнуть холодного пива в 30-градусную жару. Так нет же – даже лыжные гонки и зимний футбол без пенного напитка в Магнитке ныне не обходятся.
Когда недавно вступило в силу постановление главы города «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории Магнитогорска», местные киосочники подняли жуткий вой: душат малый бизнес! Хотя городская власть сразу объяснила, что рубить сплеча не собирается и решение о ликвидации или не ликвидации каждого отдельного киоска будет принимать «в индивидуальном порядке» с учетом всех факторов. В «предпринимательских» воплях потонули голоса здравых магнитогорцев, резонно вопрошавших у ларечников: «А вы, ребята, кроме как пивом торговать, еще что-нибудь в этой жизни умеете?»
Киоски, в девяностые годы бывшие рассадниками криминала, ныне превратились в настоящее пивное болото. Кого-то такая «пенная» идиллия впечатляет – недаром польский писатель-сатирик Станислав Ежи Лец утверждал, что болото иногда производит впечатление глубины. Но большинство горожан назойливая пивная обыденность – достала! Так называемые «торговые павильоны в составе остановочных комплексов» (именно против них, по большому счету, и направлены «антикиосочные» действия местной власти) стали местами встреч, которые любителям пива изменить нельзя. Начиная с вечера и до раннего утра эти «лавочки» заполнены людьми с бутылками. Они разговаривают в полный голос, гогочут, попивая свое пиво, мешают жителям окрестных домов спать, но милиция почему-то на эти ночные посиделки не реагирует вообще. Как, впрочем, и на автомобилистов, подъезжающих к киоскам, чтобы купить все того же пива, и включающих на полную мощность магнитоголы в своих машинах – музыка порой слышна в нескольких кварталах. Ларечникам же такие «пивные» компании явно на руку – успевай только пиво вовремя подвезти да прибыль от продажи подсчитать. Продавщицы киосков на мужчин, покупающих не пиво, а скажем, сок или газировку, давно смотрят как на ненормальных…
Как-то депутаты Госдумы почти без обсуждения в третьем, окончательном чтении приняли новый «антипивной» федеральный закон, который разрешил конфискацию пива, если его распивают в общественном месте. Хотя, согласно законодательству, сотрудники правоохранительных органов имеют право изымать у граждан только те предметы, которые могут классифицироваться как орудия для совершения преступления. Пиво фактически приобрело статус оружия! Немало издевок по этому поводу прозвучало в прессе – и в центральной, и в региональной. А вот факты обратного свойства потонули в потоке навязчивой пивной рекламы. Кто, например, знает о том, что в декабре прошлого года заместитель заведующего лабораторией московского Института органической химии Иван Клименко всерьез предложил приравнять пиво к химическому оружию? Ученый обнародовал результаты эксперимента, в ходе которого крыс усердно поили пивом. Самцы стали вялыми – самки их не интересовали. «Между тем у крыс-дам усилилась тяга к воспроизведению потомства, они стали агрессивнее, – поведал в печати Клименко. – Опыт закончился плачевно: самки разорвали пьяных самцов на куски»…
Неутолимое желание народа много пить – не только пива – пока в Магнитогорске, впрочем, как и по всей стране, всячески поощряется. Для любителей выпить открывается масса закусочных и пивных, любой сорт пенного напитка всегда в продаже в киосках, а здравые попытки властей хотя бы ограничить «вакханалию» всегда воспринимаются в штыки. Талантливые режиссеры снимают прекрасные фильмы об особенностях национального пьянства, и это кино становится культовым. Некачественное пиво становится предметом заботы не только местных, но и федеральных чиновников. Человек, принципиально непьющий, вызывает чувство недоверия. Человек, спившийся до состояния животного, – плохо скрываемое чувство национальной гордости…
– Как они там живут, в Европе?! – недоумевают некоторые магнитогорцы, возвращаясь из зарубежной туристической поездки. – Кабак круглосуточный днем с огнем не сыщешь! Если утром появишься где-нибудь с бутылкой пива, которую у нас запросто можно купить в любом киоске, на тебя будут смотреть, как на идиота…
Может и нам это «правило» ввести? Ни один закон, сколь бы замечательным он ни был, не заработает без поддержки общественного мнения. Вот если магнитогорцы будут смотреть на человека, появившегося с утра с бутылкой пива, как на идиота, «пивовосы» сами исчезнут с городских улиц. А ларечный бизнес, наконец, отмоется от «пенного» цвета…