Сегодня к поиску решений привлечены все, кто может быть полезен, включая ветеранов труда и специалистов времен СССР.
"Магнитка? Это же город на реке Урал. Откуда у вас там дефицит воды?" - ответить на этот вопрос в Интернете довольно сложно. Ситуация, сложившаяся в городе, действительно, выглядит странно: стоим на берегах одной из крупнейших рек, а воды - нет.
Ограничение горожан в потреблении горячей воды в прохладный сезон - мера крайняя и потому требующая серьезных обоснований. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительством России, потребители должны получать бесперебойную подачу коммунальных ресурсов надлежащего качества в необходимых объемах. На основании СанПиН "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать пятнадцати суток. Любое отклонение от этих норм требует специальной экспертизы и оценки водозаборов. Ее в Магнитогорске не проводили давно.
Значит, нам остается верить Водоканалу на слово. И если он сказал "дефицит", то горожане вправе ждать четкой программы действий, ясного плана по ликвидации в городе водного кризиса. И вот она появилась.
Глава города Евгений Тефтелев рассказал журналистам о водных мероприятиях, которые через пару месяцев лягут в основу городской программы и пройдут стадию обсуждения депутатами МГСД. В проекте программы - несколько направлений.
Первое - строительство водовода от реки Урал до 10-й насосной станции, которая в будущем могла бы подпитывать Мало-Кизильский водозабор: ситуация на нем сегодня самая критическая. Это как раз к вопросу о том, как город на реке может остаться без воды. Может, если нет трубы от реки к городу. По словам Евгения Тефтелева, в 1975 году такая труба была - именно она и спасла город в то засушливое лето.
- Это был временный, наскоро сооруженный водовод из труб разного диаметра, который до сегодня не сохранился. Поскольку проблем с водой город не испытывал, этот вариант с тех пор не использовали, - сказал глава города.
Нам известен еще один факт. Уже в наше время - в 2000 году - на берегу Урала шло строительство новой насосной станции производительностью 50 тысяч кубометров в сутки для перекачки воды в Малый Кизил. В этот проект были вложены средства ММК: модернизация источников городского водоснабжения должна была ликвидировать зависимость от климатических факторов. Но станция так и не была задействована. За годы трубопровод просто растащили на металлолом. На этом месте уже побывала комиссия из представителей мэрии и Водоканала, рассматривая возможность "реанимации" станции. Пока этот вопрос остается открытым.
Возможен и переход на прямой забор воды из Урала, но тогда нужно решать вопрос с очисткой. А это увеличит бюджет программы более чем на 1 млрд. рублей.
Другие направления программы - разработка нового Усть-Янгельского месторождения, которое станет для города четвертым источником водных ресурсов. На исследовательские работы еще зимой выделено 25 млн. рублей. На разработку и пуск новой скважины потребуется еще два-три года, затраты составят примерно 300 млн. рублей. Новая скважина даст 25-30 тыс. кубометров воды в сутки. По словам Тефтелева, как раз этого объема сегодня городу не хватает.
Кроме того, ведется работа по усиленному использованию скважин Янгельского и Верхне-Кизильского водозаборов.
? В этом году дополнительные сбросы помогли горожанам пережить лето без внеплановых отключений. На Верхне-Кизильском водозаборе в сутки добывается 35 тысяч кубометров воды. Мы рассчитываем усилить водопотребление еще на пять тысяч, задействовав дополнительные скважины и тем самым сохранив водоснабжение города на нормальном уровне. Это поможет пережить "засушливую" зиму, ? сказал Евгений Тефтелев.
Вместе с горожанами в режиме экономии работают городские предприятия: в потреблении воды их ограничили на десять процентов. Более крепкий "нажим" городской власти испытывают бассейны и автомойки. По словам Тефтелева, даже после ликвидации дефицита воды мэрия заставит автомойки использовать техническую воду вместо питьевой.
И, наконец, самое "народное" направление будущей программы касается потерь в городских сетях. Именно этого на форумах, в блогах и своих комментариях к материалам СМИ требуют горожане - ликвидировать все утечки.
- Депутаты уже приняли решение о выделении бюджетных средств на приобретение оборудования для поиска утечек воды в городских водоводах, - сообщил глава города.
Думается, начинать латать дыры в сетях и ликвидировать потери нужно прямо сейчас, даже без машины. Потому что течет везде. Наши городские и общедомовые водопроводные сети давно похожи на знаменитую лошадь барона Мюнхгаузена, которая никак не может напиться: в одно место вода входит, из другого сразу выходит.
Пока программа обсуждается в стадии проекта, хочется внести одно предложение. Судя по сообщениям и письмам наших читателей, большие потери воды происходят даже не в городских сетях, находящихся в ведомстве Водоканала. Они - внутри домов, в подвалах. А это уже вопрос к нашим ЖРЭУ. И пока нынешняя версия "водной" программы обошла их вниманием. Что, конечно, несправедливо. Санкции введены в отношении предприятий, бассейнов, школ и детских садов. Только управляющие компании не получили еще "приветов" от мэрии. И пусть мы залатаем весь город, но заткнуть заднюю часть лошади Мюнхгаузена можно только рукой ЖРЭУ. Пусть грубо, но зато очень наглядно. Можно, например, попросить управляющие компании отчитаться перед депутатами о ликвидации утечек на своих территориях.
В заключение Евгений Тефтелев выразил надежду, что принятые меры позволят нам пережить эту "засушливую зиму" и второго "веера" не будет. А мы надеемся, что разрабатываемая мэрий и Водоканалом долгосрочная программа не допустит повторения этого сюжета в следующем году.