Впрочем, очередной ее называть, очевидно, не стоит, поскольку полученный совместными усилиями результат имеет огромное значение не только для города, но и для региона, страны в целом.
Команда университета и ОАО "ММК-Метиз" - дочерняя компания комбината - разработала уникальный проект "Создание высокотехнологичного производства стальной арматуры для железобетонных шпал нового поколения на основе инновационной технологии термодеформационного наноструктурирования". Чуть позже я попытаюсь рассказать, что это такое, а пока о другом.
Этот замечательный проект принял участие в открытом публичном конкурсе. Он проводился во исполнение августовского постановления правительства, направленного на государственное субсидирование совместных проектов промышленности и науки для организации и становления высокотехнологичного производства. Задача конкурса в том, чтобы помочь передовым предприятиям, внедряющим высокие технологии, а здесь без государственных вливаний не обойтись. Особенно если учесть, что решение многих проблем в этом деле зависит от ученых.
Соревнование на высочайшем уровне проходило в два тура, представлено порядка 800 проектов. Лучшими признаны 112, но из них лишь 78 предприятий-участников определились, с какими именно учебными заведениями они намерены разрабатывать и реализовывать свои идеи. Ректор МГТУ Валерий Колокольцев особо подчеркнул, что в числе перешагнувших финишную черту львиную долю составляли вузы Москвы, Санкт-Петербурга и крупных областных центров. Российскую глубинку представляли только три университета - Магнитогорский, Тольяттинский и Новокузнецкий. Чистая победа досталась нашим.
- Это очень важно, - сказал профессор Колокольцев, - поскольку Магнитогорск является оплотом передовых металлургических технологий. Наш проект нашел государственную поддержку еще и потому, что мы на протяжении более 75 лет работаем в тесной связке с комбинатом. И это содружество дало такой колоссальный эффект…
Особую благодарность ректор выразил руководству комбината, директору ОАО "ММК-Метиз" Владимиру Лебедеву за поддержку проекта, за выбор МГТУ в качестве партнера: "Нам оказано доверие, которое еще надо оправдать". Однако есть твердая уверенность в том, что команде равных партнеров - производственников и ученых - удастся создать достойное производство для скоростных железных дорог. Уж больно хорош тандем, который, кстати сказать, выиграл не только победу, но и грант в размере 178 миллионов рублей. И это только половина. Другую вложит в дело предприятие.
Проект направлен на модернизацию транспортной системы страны. В частности речь идет о железнодорожном транспорте - огромной и весьма важной для нашего государства сфере: 80 процентов грузооборота транспорта общего пользования и 40 процентов пассажирооборота осуществляется именно по железным дорогам.
Руководитель "ММК-Метиз" Владимир Лебедев в общих чертах объяснил суть проекта. Традиционно арматуру для железнодорожных шпал производили из пакетов в 44 проволоки высокоуглеродистой стали диаметром три мм. Сейчас намечен и уже постепенно осуществляется переход на новую технологию. Вместо четырех десятков проволочек будет всего четыре стержня диаметром 9,6-10 мм, обладающих лучшими прочностными свойствами и высокой пластичностью. Пока для достижения таких качеств получают высоколегированные марки стали, что достаточно дорого.
Задача - уйти от процесса легирования дорогими компонентами и получать те же свойства на обыкновенной высокоуглеродистой проволоке. А заодно и экономию в три тысячи рублей с тонны готовой продукции. Для этого заказано и поставлено специальное оборудование. Самое главное в комплексе - агрегат, позволяющий в результате механотермической обработки получать необходимые свойства прочности.
Руководитель рабочей группы, директор НИИ наносталей, профессор Михаил Чукин определил цель суперпроекта как "триединую": во-первых, создание высокотехнологического производства, во-вторых, поддержка науки и в-третьих - обеспечение данной технологии кадрами, способными ее реализовать, эксплуатировать и развивать. Кстати, наш университет - единственный в стране, который готовит метизников-профессионалов. О конечных результатах внедрения этой совместной разработки Михаил Витальевич сказал следующее:
- На выходе хотим получить современнейшую лабораторию, которая будет расположена не только в МГТУ, но и на площадках ММК-Метиз, действующую технологию, которая на протяжении пяти лет после окончания проекта будет отслеживаться Министерством образования и науки. Проект заканчивается в 2012 году, и мы уверены в его успехе…
Сие говорит о том, что к обозначенному сроку должно быть организовано промышленное производство арматуры для шпал. Конец контракта - это готовый продукт, которого с нетерпением ждут на РЖД. Да и не только.
Еще профессор Колокольцев заметил, что нынешняя большая победа - не скороспелый, сиюминутный успех, а результат длительного, плодотворного сотрудничества с ОАО "ММК" и как минимум пять лет работы в направлении, которое, собственно и является нанотехнологией и наноиндустрией. То есть той областью науки и производства, коей так привержен президент России.