Местные "единороссы", объединение защиты прав потребителей и Южно-Уральская ассоциация управляющих недвижимостью предложила единые шаблоны отчетности раскрытия информации в сфере ЖКХ для управляющих компаний Магнитогорска.
Коммунальщики должны заполнить предложенные формы и в конце этой недели предоставить все сведения в управление ЖКХ городской администрации.
Три месяца назад ЖРЭУ, согласно постановлению об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, должны были раскрыть магнитогорцам всю информацию о своей деятельности: показать бухгалтерию, предоставить сведения о работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества домов, о тарифах на коммунальные услуги.
Однако управляющие организации до сих пор молчат, и информация об их деятельности остается для горожан закрытой: таковы итоги расследования, проведенного магнитогорским объединением защиты прав потребителей по инициативе депутатов МГСД. На эту ситуацию уже обратили внимание местные "единороссы", взявшие под свой контроль процесс раскрытия информации управляющими компаниями Магнитогорска. Дабы направить их на путь прозрачности Южно-Уральская ассоциация управляющих недвижимостью, партнер "Единой России" по линии ЖКХ, предложила единые формы раскрытия информации, которые коммунальщикам остается лишь заполнить и довести до населения.
Поводом для этой работы стало независимое исследование управляющих компаний, проведенное по инициативе депутатов МГСД от "Единой России", на предмет соблюдения требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Исследование проведено ОЗПП Магнитогорска в январе.
- Мы не нашли в городе такой жилищной компании, которая бы в полном объеме выполнила требования закона и обеспечила потребителя полной информацией о своей деятельности, - прокомментировал исследование председатель ОЗПП, руководитель сети общественных приемных "Единой России" Владимир Зяблицев. - Мы выявили типичные нарушения закона со стороны большинства управляющих компаний. Как правило, до потребителя не доходят сведения о тарифах на услуги ЖКХ, о проведенных и запланированных ремонтах, финансовый отчет управляющей компании. Эта информация либо недостаточно полно раскрыта жилищно-коммунальными организациями, либо недоступна горожанам совсем. Напомню, что закон обязывает размещать информацию сразу на нескольких площадках: на информационных стендах, в СМИ и на официальном сайте компании в Интернете. На всех сразу, а не по выбору управляющей организации.
Местное отделение партии "Единая Россия" предложило руководителям магнитогорских ЖРЭУ принять единый шаблон "прозрачности". В нем, в частности, содержатся следующие разделы: сведения о самой управляющей компании, о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях оказания жилищных услуг и их стоимости, о тарифах на коммунальные услуги, о фактах привлечения управляющей компании к административной ответственности - то есть все то, что предусматривает закон.
- Кроме общей информации об управляющей компании, мы считаем, нужно рассказать о каждом участке и домоуправлении. При этом особый упор сделать на представлении тех, кто отвечает за обратную связь с населением и подготовку сведений по запросу потребителей, - пояснил представитель Южно-Уральской ассоциации управляющих недвижимостью Сергей Шнуров.
Предлагаемые "единороссами" формы, надо сказать, довольно подробные. В пакете "Информация о стоимости работ управляющей организации", например, предлагается раскрыть следующие пункты: подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров общего имущества, текущий ремонт, уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, уборка придомовой территории, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройство, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования.
- Жители многоквартирных домов должны получить исчерпывающую информацию о том, как работает его управляющая компания, когда в его доме пройдет текущий и капитальный ремонты, какие средства на это будут потрачены и, конечно, как формируются и изменяются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, - пояснил Владимир Зяблицев. - Самый проблемный пункт в реализации закона связан с необходимостью раскрытия бухгалтерской информации. Не все управляющие организации хотят показывать свою прибыль и убытки. Но закон обязывает это делать. И, прежде всего, нужно показать людям затраты, связанные с оказанием жилищных услуг и механизмом формирования прибыли компании.
Более того, местное отделение "Единой России" и Южно-Уральская ассоциация управляющих недвижимостью предлагают выйти за рамки установленного законом минимума и дать потребителю расширенную информацию.
- Мы предлагаем следовать не только букве этого постановления, но и его духу. Поэтому разработали дополнительные формы для раскрытия информации, куда включили сведения об участии жильцов в управлении многоквартирным домом. На самом деле пассивность жильцов - это большая проблема, и бороться с ней нужно информационно: например, извещать не только о собраниях собственников, но и давать отчет после собраний с указанием явки жильцов. Еще одно предложение - раскрывать информацию об исполнении управляющей компанией 185-го закона, то есть размещать сведения о том, сколько денег компания получила на капитальный ремонт и на какие виды работ эти деньги потратила, - пояснил представитель ассоциации.
Председатель местного объединения защиты прав потребителей и руководитель сети общественных приемных "Единой России" Владимир Зяблицев напомнил, что тянуть с исполнением закона нельзя: раскрыть информацию управляющие организации должны были еще в декабре.
- Собственники хотят знать, как формируются тарифы и за что, собственно, они платят. Одним из самых больных вопросов по-прежнему остается схема расчета платы за перерасход воды, применяемая с учетом поправочного коэффициента. Этот коэффициент для большинства горожан остается большой тайной, потому что нигде нет информации о показаниях общедомового прибора учета воды, нет сведений об утечках и потерях, возникающих по вине управляющей компании. Потребителю нужна полная расшифровка начислений за жилищно-коммунальные услуги, - сообщил Владимир Зяблицев.
Как предполагают участники проекта, после раскрытия всей информации вопросов, поступающих от потребителей, не станет меньше. Скорее всего, их число резко увеличится. Предупреждая эту ситуацию, местные "единороссы" готовят несколько информационных площадок для диалога магнитогорцев и руководителей управляющих организаций.
Такая площадка, например, уже появилась на сайте Общественно-политического центра http://www.polit.magnitogorsk.ru">www.polit.magnitogorsk.ru, где содержатся сведения о динамике тарифов ЖКХ и реестр управляющих компаний Магнитогорска. "Магнитогорский металл" будет публиковать информацию о деятельности жилищно-коммунальных организаций в рубрике "Реформа ЖКХ".