В управлении кадров ОАО "ММК" состоялась презентация еще одной обучающей компьютерной программы для работников комбината, одиннадцатой по счету.
При помощи компьютера свой профессионализм теперь могут оттачивать представители практически всех основных металлургических специальностей. Бессменными создателями этих проектов являются программисты ООО "Корпоративные системы" и специалисты цехов ОАО "ММК".
- Практическое обучение на реальном оборудовании не всегда представляется возможным, - поясняет значимость разработок директор ООО "Корпоративные системы" Михаил Шестов. - Любой инцидент может привести к большим финансовым потерям. Поэтому большой эффект дает использование мультимедийных обучающих систем. Основные задачи, которые были поставлены перед нашими разработчиками, - это повышение у обучающихся практических и теоретических навыков и их умение действовать в аварийных и внештатных ситуациях.
Авторы программы "Агрегат печь-ковш - рабочее место сталевара" - мастер внепечной обработки стали ККЦ ММК Игорь Ермаков и менеджер отдела мультимедийных программ обучающих систем ООО "Корпоративные системы" Ольга Семиног.
Первый блок в данной обучающей системе - конструкция основных узлов и агрегатов установки печь-ковш. На этом этапе пользователь знакомится со строением оборудования. Все объекты модели агрегата снабжены краткими техническими характеристиками. А представленные на мониторе видеоматериалы сопровождаются описанием процесса. Следующая не менее важная часть программы посвящена изучению пульта управления. Он точь-в-точь копия настоящего. Третий, предпоследний, блок содержит теоретические и технологические основы выплавки стали. В соответствии с заданным качеством сырья, температурой и маркой стали ученику предлагается осуществить плавку либо руководствуясь подсказками, либо самостоятельно. Все действия пользователя синхронно сопровождаются видеорядом. Заключительный этап программы - работа на постах управления в технологическом процессе по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций. Здесь обучение построено на "погружении" ученика во внештатную ситуацию, которую он должен грамотно и в кратчайшие сроки устранить. Традиционно, на протяжении изучения всего курса, в режиме тестирования обучающийся отвечает на вопросы каждого из блоков. Затем оценки знаний систематизируются, сохраняются в памяти компьютера и остаются доступными для дальнейшего анализа как ученику, так и преподавателю.
О значимости последней совместной разработки программистов и металлургов рассказал начальник отдела руководящих кадров управления кадров комбината Александр Зеркин:
- При использовании программы "Агрегат печь-ковш - рабочее место сталевара" молодые рабочие смогут отрабатывать практические навыки, а более опытные - повышать квалификацию. Также созданы дополнительные учебные материалы по обслуживанию гидравлики агрегата, чтобы работники цеха имели полное представление о принципах его действия и могли проверять и тестировать оборудование.
Проект "Специалист по гидравлическому оборудованию машины непрерывного литья заготовок-2" разрабатывали менеджер отдела мультимедийных программ обучающих систем компании "Корпоративные системы" Денис Немцев и работник ММК Олег Криушов.
Программа состоит из трех блоков: конструкция основного гидравлического оборудования и его местоположение на промышленной площадке; обслуживание гидравлического оборудования МНЛЗ в штатном режиме и в условиях аварийных и внештатных ситуаций. Каждый блок представлен в демонстрационном и тестовом режимах и красочно проиллюстрирован схемами и видеорядом. В демонстрационном режиме обучаемый, не выходя на промышленную площадку, при помощи персонального компьютера может в свободной форме и в любое удобное для него время ознакомиться с гидравлическим оборудованием МНЛЗ-2. А в тестовом режиме - самостоятельно выполнить задания.
В первом блоке представлены внешний вид и строение элементов агрегата, их описание. Особый интерес у слесарей-ремонтников и гидравликов вызовут интерактивные гидравлические схемы. А от них в любой момент простым нажатием "мышки" можно "перейти" к строению того или иного элемента, например, к гидрораспределителю. Также программа позволяет "вскрыть" часть элементов и посмотреть при помощи анимационных роликов, как они устроены внутри. На практике это не всегда представляется возможным. Все действия, осуществляемые на имитированной промплощадке, сопровождаются подсказками и субтитрами.
Последующие два блока посвящены непосредственно обслуживанию высокотехнологичного оборудования. Для этого пользователь снова выбирает сценарий предстоящего обучения: демонстрационный или тестовый, и индивидуально определяет для себя скорость прохождения программы.
По окончании теста итоги успеваемости обучаемого сохраняются. Такой отчет позволяет руководителю оценить уровень профессиональной подготовленности работника, скорректировать процесс его обучения, а пользователю предоставляется возможность увидеть свои пробелы в знаниях и проделать целенаправленную работу над ошибками.
Экспертом, оценивающим представленный "компьютерный учебник" для сталеваров, выступил советник по новым технологиям и видам продукции ОАО "ММК" Анатолий Стариков.
- Все металлурги должны знать, что у них на вооружении есть такие обучающие программы, позволяющие им повысить свой профессиональный уровень, - прокомментировал находки разработчиков Анатолий Ильич. - Инициаторам подобного обучения нужно сказать спасибо за то, что они не потеряли духа творчества и создали для комбината и Магнитки столь хороший продукт. Советую кадровым службам найти способ оценки практических результатов использования новых технологий.
Сегодня аналогичные программные продукты разработаны для агрегата непрерывного горячего цинкования, для всей технологической цепочки кислородно-конвертерного и электросталеплавильного цехов. В сортовом цехе такой тип обучения введен на станах "450" и "170". В разработке - обучающие системы для агрегата поперечной резки четвертого листопрокатного цеха и по обслуживанию стана "2000". На практике их планируется применить уже предстоящим летом.
По словам Михаила Шестова, основные принципы, используемые при создании этого программного продукта, - наглядность и доступность информации, систематичность и последовательность изложения материала, контроль за усвоением знаний. Система основана на сочетании продуманного процесса обучения и использовании новейших компьютерных технологий, позволяющих проводить переподготовку кадров внутри цеха и целого предприятия.
Стоит добавить, что эта компьютерная программа по договору дарения был передана ОАО "ММК" в индустриальный колледж и технический университет. Сейчас в этих учебных заведениях идет активное ее освоение и внедрение в образовательный процесс.