Мы ностальгируем по временам, когда в каждой квартире, "осчастливленной" собственным телефоном, рядом, на полочке, лежал телефонный справочник. А если чего-то не находилось, достаточно было позвонить по номеру "09" или, если абонент находился в левобережной части города - в телефонную службу цеха связи металлургического комбината по номеру "009".
В "демократические" времена все поменялось. Исчезли справочники квартирных телефонов. Изменились условия предоставления связи, которые стали оберегать персональные данные "физических лиц". Справочники стали тоньше, в них уже фигурируют исключительно предприятия и организации, да и то не в полном объеме. Классическая телефонная "справочная" деградировала. И не только потому, что перестала давать по запросам номера квартирных телефонов. Она стала работать так скверно, что хочется после многочисленных коротких сигналов "занято" прийти в "контору" и посмотреть, сколько "справочных" телефонисток спят, сколько из них занимаются самообразованием, читая на рабочем месте "дамские" романы, а сколько - вообще отсутствуют. Как-то, еще в "советские" времена, совершил подобный визит, и результаты были довольно впечатляющие. Как и "оргвыводы" в духе тех времен - уволили спящую телефонистку, а начальнику погрозили пальцем. Сейчас, к слову, в эти "святая святых" не проникнешь - частная собственность. Потому и имеем то, что имеем.
Приехал в Магнитку старый приятель. Я поменял адрес, сменился и номер телефона. И только случайность позволила нам встретиться. Вот такая забота о защите моих "персональных данных", как и сотен тысяч других горожан. А по сути - облегчение работы связистов. И не только.
Кстати, в "те" времена и в справочниках, и на "голосовой" справке определенный ряд людей "закрывал" номера своих телефонов. Были это, как правило, крупные руководители, работники силовых структур. Хотя и среди них имелись такие, кто не чурался "неожиданных" звонков. Пример "цивилизованного Запада"? - Пожалуйста. В ряде стран Европы в уличных телефонных кабинах лежат толстенные справочники квартирных телефонов с адресами абонентов. Впрямь, как у нас - "при коммунистах", когда по телефонному номеру можно было узнать адрес абонента и наоборот. И никто до сих пор не жаловался на это в Европейский суд по правам человека.
А любовью к этим правам с наступлением "демократических" времен озаботились связисты, протащившие через дебри Госдумы закон "О связи". Исчезли из обихода полные телефонные справочники, почили в бозе телефонные справочные службы "09".
Но вот абоненту UTEL недавно потребовалось узнать номер одной городской организации. Привычно позвонил по "09". В ответ услышал механический голос: "Неправильно набран номер". Возможно, организация находится на левом берегу? Набор "009" был конструктивным: "Подождите несколько секунд, услуга платная". И вскоре искомый номер сообщили. Кстати, совершенно верный, на улице Суворова. Однако на следующий день у абонента был отключен его сотовый телефон. При обращении в офис оператора UTEL ему сообщили, что с его абонентского счета за справку о телефонном номере было снято 165 рублей, а при образовавшемся нулевом балансе оператор отключил телефон от связи. При этом диспетчер затруднялся сказать, что за фирма оказывает такие грабительские услуги, каков на них прейскурант, почему не сообщают стоимость справки. Только и сказал, мол, это - коммерческая структура, мы тут ни при чем.
Абонент совершенно справедливо рассудил, что деньги были сняты с его счета в компании UTEL непонятно по каким основаниям. И написал претензию в адрес регионального руководителя компании. И вот получен ответ, что действительно такого-то числа с его номера была зарегистрирована IVR (голосовая услуга) с повышенной оплатой на номер "009". И что это - справочный сервис нового поколения, оказываемый контент-провайдером ОАО "Московская городская телефонная сеть". А после разжевывания нигде не встречающихся или слишком законспирированных бесплатных справочных услуг межрегионального филиала "Урал" ОАО "Ростелеком", начальник управления сервисной поддержки коммерческой деятельности М. Н. Григорьева, если отбросить канцеляризмы, сообщила: то, что произошло с абонентом при получении справки, подлежит оплате на общих для всех абонентов условиях. И что не нужно хлопать ушами при совершении исходящих соединений. Короче говоря, развели, как лоха. Спишем на издержки производства, связанные с объединением региональных операторов связи в корпорацию "Ростелеком", в процессе которого, полагаю, появились "жучки" с "повышенной оплатой услуг", причем по явно неправдоподобному прейскуранту: за такие деньги можно позвонить не один раз, к примеру, в Нью-Йорк. Причем претензия, основанная на нарушениях прав потребителя, вытекающая из постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", в ответе руководителя была лукаво названа "обращением". К связистам, видимо, только так, без претензий. Монополисты, однако.
Что ж, неплохой урок. Уже многие знают, что довольно опасно звонить с телефона на номера, косяком поступающие, к примеру, с SMS-сообщений с различными заманчивыми предложениями "выиграть миллион" или что-то в этом роде. Теперь вот еще один "опасный" номер - "009". Но где же получить справку о городском номере телефона? В справочнике абонента UTEL ничего подходящего обнаружить не удалось. Набор номера "09" давал лишь сообщение о неправильно набранном номере или "выбрасывал" на дисплей телефона непонятное сообщение: "Неожиданное значение данных" с последующим сбросом набранных цифр. Но как же все-таки позвонить по "коротким" номерам - в пожарную службу, полицию, "скорую", ту же телефонную справочную, если от нее что-то осталось? Оказывается, все очень просто. Дело в том, что мобильные телефоны, которые продаются в России, изготавливаются исключительно "за бугром" и не поддерживают набор двух цифр. Поэтому достаточно после набора тех же "09" добавить "0". И так же - ко всем привычным номерам телефонов экстренных служб.
Нет, пока еще не "захвачены" почта, телеграф, телефон…