Деловой форум российской прессы, собравшийся в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты, начинался с приятного.
Знаки отличия "Золотой фонд прессы-2011" и почетные грамоты нашли своих обладателей. Прошлым летом оргкомитет конкурса и издательский дом "Журналист" начали прием заявок, в феврале объявили результаты, еще через два месяца собрали в Москве представителей трехсот изданий из восьмидесяти регионов страны. "Магнитогорский металл" оказался в представительной компании: 259 газет и журналов получили награду, учрежденную шесть лет назад.
Ее вручение не происходит автоматически, так как соискателей намного больше. Окончательное решение остается за экспертным советом, куда входят руководители крупнейших библиотек, общественные деятели и ученые, депутаты обеих палат федерального парламента. "Золотой фонд прессы" - не просто знак отличия и свидетельство профессионализма конкретных изданий. Обладание наградой открывает лучшим из них путь и в библиотечные фонды, и в подписные каталоги российской прессы, где напротив названия газеты или журнала помещено графическое изображение знака.
Поощрение победителей состоялось перед открытием делового форума и до перехода в конгресс-центр. Войдя в него, участники словно оставили за дверями приподнятое настроение. Как ни лестна высокая оценка труда, никакие фанфары не заглушат текущих проблем. Они у прессы разных уровней много лет одни и те же. Совсем не безоблачно складываются отношения с властью, более заметной становится роль Интернета, далеко не всегда удается завоевать доверие читателей и сохранить экономическую независимость. Вокруг этих взаимосвязанных тем, не раз обсужденных в разных аудиториях, и шел долгий нескончаемый разговор.
С недавних пор импульс спорам о будущем прессы дал президент страны. В недавнем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев предложил законодателям подумать над тем, как избавить региональные и местные масс-медиа от опеки властных структур или, иными словами, выпустить их на рынок. Инициатива сразу же показалась многим неоднозначной, но к ее проработке приступили. В этот день, кроме форума в Торгово-промышленной палате, состоялись слушания в Общественной. Некоторые докладчики успевали побывать и там, и там, отчего состав президиума постоянно менялся, а содержание речей (в силу того, что получавшие слово не слышали ранее сказанного) часто повторялось.
Что ни выступление, то констатация грустных фактов. Генеральный директор издательского дома "Журналист" и главный редактор одноименного журнала Геннадий Мальцев сетовал на падение качества материалов и уход со страниц аналитики. Председателя союза журналистов России Всеволода Богданова беспокоило отсутствие действенности, ведь даже на самые острые публикации нет никакой реакции. Один из прародителей Российской государственной телерадиокомпании, а ныне президент Московского полиграфического союза Олег Попцов, вторя коллегам, вспомнил, как в девяностые обсуждалась попытка создать открытое телевидение.
- В основе лежала простая идея, - подчеркнул он, - чтобы народ знал все о власти, а власть о народе. Но наверху подумали-подумали да спохватились: как же это народ будет все знать о власти? Так ничем проект и не закончился…
Ориентиры у прессы поменялись не только из-за влияния извне. Героями нашего времени, к сожалению Олега Попцова, больше не являются инженер, учитель, врач или рабочий. Под элитой общества стали подразумевать одних лишь бизнесменов, хотя вряд ли они служат примером для подражания. Соответственно, на первый план стали выходить так называемые светские журналисты.
- Ничего плохого не желаю Ксении Собчак, но по степени заслуг ее рядом не поставить с Сергеем Королевым. Надо способствовать восстановлению истинной элиты, - заключил президент полиграфического союза столицы.
Одним из самых дискуссионных остается вопрос об Интернете как возможном могильщике традиционных СМИ. Спор о воздействии технического прогресса и раньше возникал, только применительно к телевидению. Оно, как показала практика, другие источники информации не "убило". И со всемирной паутиной, в чем сошлись выступающие, будет то же самое. Активных пользователей глобальной сети еще не так много, да и ходят в Интернет большей частью не за новостями, а для общения и развлечения. Наконец, реклама в электронном виде не приносит столько денег, сколько размещенная на печатных страницах, а экономика сейчас превыше всего. Обратил на себя внимание тот факт, что не падение репутации прессы взволновало аудиторию, а финансовая тематика. Льготы по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды вызвали куда больший интерес, чем имидж. Наверняка ножом по сердцу резанула информация о минимальных, а то и нулевых ставках НДС, установленными для газет и журналов во многих европейских странах. Никакого сравнения нет с нашими 18 процентами, которыми печатные издания приравнены к торговле алкоголем. И где уж мечтать о полуторамиллиардных (в переводе на рубли) субсидиях, выделяемых для поддержки медийного рынка, например, в Норвегии. В России его поддавливают по всем напрвлениям. Так, стали явственными проблемы с розничной продажей. Где-то газетные киоски сносят и обесточивают, а в некоторых регионах сдают под ними участки в аренду лишь на три месяца. Как тут периодике найти свою аудиторию? Случайно что ли почти половина опрошенных "Левада-центром" вообще ничего не читает?
- Или розницу "заказали", или власть в ее существовании не заинтересована, - полагает председатель правления ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Такая же непонятная история и с почтовыми услугами. К тем, кто их оказывает, у присутствующих накопился ворох претензий. Почтовики долго и доходчиво рассказывали о модернизации процесса сортировки, но редакторов волновали не светлые дали, а мрачное настоящее. Картина для любого уголка России типична: многие почтовые отделения не укомплектованы даже руководителями, что уж говорить о рядовых сотрудников.
- У вас почтальоны оформляют за свои деньги фиктивную подписку на месяц, чтобы выполнить план и премию получить. Поднимите, наконец, зарплату людям, - во весь голос требовали от руководителя департамента ФГУП "Поста России" Ольги Князевой обратить внимание на бедственное положение персонала.
Отсутствуют готовые рецепты и по поводу экономической независимости, достижение которой в свете возможного разгосударствления становится еще актуальнее. У Госдумы, судя по словам зампреда комитета по информационной политике Бориса Резника, нет политической воли принять соответствующий закон. Есть большая вероятность, что не все издания смогут в стихии рынка выжить. Есть настолько глухие районы, где ни на чем не заработаешь, так как рекламодателей раз-два и обчелся. Выходит, без финансовой поддержки не обойтись. Кому-то она потребуется для плавного вхождения в новые условия, а кому-то - на постоянной основе, для чего, возможно, создадут специальной фонд.
- Зачем поддерживать бездарную журналистику, которая съедает деньги, но сама не способна заработать, только рекламный рынок дешевыми услугами обрушивает, - резко высказался против практики "кормления" представитель газеты из Ангарска Иркутской области, которая сумела добиться экономической независимости.
Крайняя точка зрения не нашла поддержки у большинства. Дискуссия, проходившая в пяти минутах ходьбы от стен Кремля, имела цель довести озабоченность журналистского сообщества до верховной власти, удержать ее от резких действий и желания "умертвить" всех, кто не способен устоять экономически.
- Редакция - не дверца автомобиля, которую захотел - открыл, захотел - закрыл, - образно выразился по этому поводу главный редактор "Журналиста" Геннадий Мальцев.