Внезапная тишина установилась на дорогах Магнитогорска первого февраля - день, когда вступили в действие новые правила пассажирских перевозок. Без снующих повсюду желтых "ГАЗелей" на городских магистралях сразу стало как-то пусто.
Всю неделю с утра на дорогах города работают уполномоченные административных комиссий совместно с работниками ГИБДД. Посты располагаются на перекрестках проспекта Карла Маркса и улицы Завенягина, улицы Грязнова и проспекта Ленина, а также улиц Труда и Советской.
Утром первого февраля те, кто ехал на работу на личном авто, сразу ощутили прелести "маршрутной революции" - дорога без помех. Для тех, кто ждал автобусов на остановках общественного транспорта, картина сложилась кардинально иной: в первые дни транспортная реформа обернулась резким дефицитом пассажирского транспорта.
Дефицит возник вопреки ожиданиям администрации Магнитогорска, которая, опасаясь переизбытка "ГАЗелей" и вспышек локальных маршрутных войн между "легалами" и "нелегалами", накануне предупреждала: "Легализуйся или уйди!" "Серые" перевозчики последовали совету мэрии - и, действительно, почти разом ушли с дорог. Такая внезапность, несмотря на длительные подготовительные мероприятия, обернулась для города временной нехваткой транспорта.
Особенно большие скопления людей во вторник были на автобусных остановках по улицам, не имеющим трамвайных путей, - Тевосяна, Октябрьская, 50-летия Магнитки, проспекту Ленина. По данным наших читателей, недостаток "ГАЗелей" ощущался на маршрутах № 15, 17, 21, 24, 32, 36, 55. Жители левобережья испытывали неудобства в связи с отменой маршрута № 6 - единственного, соединяющего центр района с окраинами, позволяющего без пересадок добраться до 1-й городской больницы и гортеатра.
Во вторник городская администрация не располагала точной информацией, сколько единиц общественного транспорта - легального и нелегального - обслуживало население Магнитогорска в первый день "маршрутной революции". По неофициальным данным, не более трехсот машин. Для сравнения: в "дореволюционный" период по дорогам курсировало около 1300 "ГАЗелей". Видимо, поэтому административные комиссии, пресекающие деятельность "серых" перевозчиков, работали в этот день вполсилы, дабы не создать коллапса.
На пресс-конференции советник главы города Кирилл Маркевич объяснил неудобства первого дня реформы "переходным периодом". По его словам, во вторник на дороги Магнитогорска не вышли не только "нелегалы", но и машины многих легальных перевозчиков, хотя именно они с 1 февраля должны обеспечивать бесперебойную работу общественного транспорта. По словам Маркевича, официальные перевозчики не в полной мере приступили к исполнению своих договоренностей с администрацией, потому что напуганы возможностью провокаций со стороны "нелегалов".
Вчера в город вышли все 250 трамвайных поездов Маггортранса, на этой неделе администрация обещает решить вопрос с автобусами.
Мэрия настаивает, что передел рынка "маршрутных такси" в Магнитогорске сопровождается хоть и тихим, но яростным сопротивлением со стороны криминальных структур. Поэтому установившаяся на дорогах тишина может быть затишьем перед бурей.
- Утром первого февраля мы получили известие о возгорании "ГАЗели", выезжавшей с автостоянки на улице Советской. Что это - случайное замыкание или поджог? Ждем официальной экспертизы. Буквально через два часа загорелась еще одна "маршрутка": в этот раз на улице Коробова, возле магазина "Елки-Палки". По свидетельству водителя, неизвестные облили бензином салон машины и его самого - и подожгли. К счастью, водитель не пострадал. У нескольких машин легальных перевозчиков оказались побитыми стекла, водителей на дорогах подрезали тонированные джипы, угрожая расправой, - рассказал Кирилл Маркевич. - Все это говорит об одном: рынок маршрутных перевозок в Магнитогорске последние годы контролировали криминальные группировки. И сегодняшнее наведение порядка на маршрутах - всего лишь "цветочки" в сравнении с тем, что еще предстоит правоохранительным органам.
Сегодня, впрочем, "маршрутной революции" мешает не только сопротивление криминального мира. Перевозчики, оставшиеся за бортом, ведут юридическую атаку и заявляют о решении опротестовать конкурс администрации Магнитогорска в суде. Во вторник вечером несогласные с реформой предприниматели запустили оппозиционный сайт "Магнитогорская маршрутка", где излагают свою версию транспортной реформы.
В числе тех, кто оказался в несомненном выигрыше в первый день "маршрутной революции", - владельцы частных такси. Одним из негативных последствий "маршрутной революции" в Магнитогорске стало повышение стоимости их услуг в среднем на 20-30 рублей. Воспользоваться ситуацией резкого дефицита общественного транспорта на дорогах города поспешили как мелкие "частники", так и крупные игроки рынка - те же компании "Такси Класс" и "Такси ТНТ". Стоимость услуг крупных компаний стала выше на десять рублей, более мелких и тех, кто работает "с улицы", - на 20-30 рублей.
- Надеяться решить назревавшую восемь лет проблему за три дня глупо, мы это понимаем. А вот подойти к желаемому итогу в течение нескольких недель, спокойно и планомерно, без истерик - это и должно быть целью, достижение которой должно обернуться минимально возможными неудобствами для горожан, - резюмировал представитель мэрии Кирилл Маркевич.
Пока неясно, как долго продлится "переходный период" и какими еще неожиданностями на дорогах он обернется. Главное, чтобы в порыве борьбы друг с другом воинствующие стороны не забыли о сверхзадаче транспортной реформы - сделать маршрутные перевозки организованными и безопасными.
Наверное, стоит потерпеть немного, чтобы ездить не в "капсулах смерти", а в нормальных авто
В городской администрации открывается "горячая линия" по организации маршрутных перевозок. Специалисты ответят на все интересующие вопросы с 9.00 до 17.00 по телефону 26-03-85.