Всю зиму 90-летняя баба Дуся топила снег, чтобы приготовить еду и помыться. Говорит, в последний раз она так делала в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас в ее поселке есть водопровод и одна колонка на всю улицу. Но зимой вода и в ней перемерзает. Соседи бабы Дуси, тоже как в войну, копают в огороде колодцы и бурят скважины. Те, у кого нет такой возможности, ходят к проруби с коромыслом. Думаете, это забытая где-нибудь в тайге русская деревня? Нет. Это современное сельское поселение - поселок Приморский. И еще пять лет назад здесь все было по-другому.
Проблемы с водой в Приморском не только зимой. Наличие водоколонки на улицах поселения - картина редкая и не стабильная. Скажем, на две длинные улицы Первомайская и Садовая всего одна колонка. И люди рады, потому что пока она работает.
В редакцию "ММ" жители бывшего Молочно-овощного совхоза, ныне поселка Приморский, принесли письмо с длинным столбиком подписей на нескольких страницах. Письмо наивно попросили передать губернатору. В нем селяне выражают недоверие главе сельского поселения Тамаре Денисовой в связи с тем, что "в поселении не созданы элементарные условия для нормального существования". Список тоже прилагается: отсутствие питьевой и поливной воды, пожарных машин, освещения на улицах, контейнеров и площадок для мусора, общих туалетов у бараков.
Мы начали по порядку - с воды.
- Впервые слышу, что в Приморском нет воды, - сообщил по телефону начальник управления ЖКХ администрации Агаповского района Александр Козин, едва услышав название поселения.
- Александр Валентинович, но ведь я еще не сказала, что ее нет.
- Гм… Что же тогда?
- Поселковый отдел ЖКХ собирает с жителей деньги за пользование водоколонками. То же пытаются делать какие-то юридические лица. Это законная практика?
- Мы живем по федеральному закону № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Согласно ему, все сети принадлежат сельскому поселению. Обслуживает их на договорной основе отдел ЖКХ. Те жители, у кого вода поступает прямо в дом, платят за нее по тарифу. Водоколонки же являются общим имуществом, и пользуются ими бесплатно…
Жители, однако, уверяют в обратном. Будто тех, кто не заплатил за пользование водоколонкой, сотрудники местного отдела ЖКХ караулят у живительного источника, чтобы прогнать при малейшей попытке несанкционированного приближения ведра под струю воды. На каких-то улицах воду просто перекрыли.
- Да, была дана команда прекратить подачу воды в водоколонки, - неожиданно признался Александр Козин. - Потому что жители разводят там антисанитарию. Коров водят, детей… Роспотребнадзор вообще запрещает нам использовать общие колонки. Пусть проводят воду в дом и платят за нее по тарифу, тогда все будет нормально. Этого требует Роспотребнадзор: вода должна идти непосредственно потребителю.
Небольшая экскурсия по улицам Приморского произвела самое удручающее впечатление. Полусгнившие дома, отсутствие дорог. Свинокомплекс на 12 тысяч голов сравнялся с землей, будто после бомбежки. По словам жителей, каких-то пять лет назад это было полноценное предприятие. Верится с трудом. Еще труднее представить, что те старики, которые доживают здесь свой век, смогут самостоятельно провести водопровод в дом. С этим доводом Александр Козин согласился и рассказал, что, оказывается, есть целевая программа "Чистая вода", общий бюджет которой для всего Агаповского района составляет 125 млн. рублей. Однако получить на ее реализацию деньги в Москве пока не удается. И летом, когда не будет ни снега, ни водоколонки, бабе Дусе придется, наверное, собирать дождевые капли…
С поступлением воды для полива огородов у селян тоже проблема, которой раньше не было. Водопроводная трасса от реки Урал, ответвления которой пронизывают весь поселок, была построена ММК, когда совхоз еще был подсобным хозяйством комбината. После того как комбинат "отпустил" совхоз, его земли отошли городу вместе с коммуникациями. Однако между жилым сектором и рекой Урал пролегает территория бывшего сельского хозяйства, которое, как это обычно бывает, теперь является частной собственностью бывшего председателя совхоза А. Перевозчикова, ныне - директора ООО "Овощное сельское хозяйство". То есть насосы подают воду сначала в трубы ООО "Овощное", а затем - через вентиль - в трубы жилого поселка. Эта схема работала примерно до 2004 или 2005 года, когда вторая часть этой трассы неожиданно пропала.
Наверное, пропадать неожиданно огромные груды металлических конструкций умеют только в России. Селяне еще вспоминают, что видели по ночам шныряющие в полях тени. Так растаял кусок трубопровода.
Кто его растащил, до сих пор неизвестно. Но после этого жители пошли на поклон к бывшему председателю Перевозчикову с просьбой позволить подсоединиться к "его" трубе. Перевозчиков, конечно, позволил - за отдельную плату. Об этом так и написали в местной газете: "Воду для полива можно брать, но и платить за нее необходимо". В 2007 году с дома платили триста рублей, в 2008 - уже пятьсот (копии реестра оплаты в редакции имеются). Однако прошлым летом многие жители не получали воду и на таких условиях. В той же местной газете сказано: "задолжали ЖКХ свыше 1,5 млн. рублей". Какова здесь роль ЖКХ, неясно, поскольку "вырезанная" злоумышленниками часть трассы так и не была восстановлена.
Между тем Перевозчиков, контролируя в своих руках вентиль на выходе воды в жилой сектор, осваивает рыночные стратегии "естественных монополистов". Недавно он направил жителям пояснительную записку, где объяснил, что "ООО "Овощное" не против подключения частного сектора к трассе на определенных условиях". Одно из главных (после 50-процентной предоплаты) - "делают и обслуживают свою трассу жители самостоятельно". При этом руководство сельского поселения спокойно "курит в сторонке", издалека наблюдая за попытками населения соорудить вместо разобранной на металлолом трассы какой-то компромисс.
Многие годы Молочно-овощной совхоз жил и развивался как подсобное хозяйство Магнитогорского металлургического комбината. Более десяти лет назад комбинат "отпустил" совхоз, и теперь приморцы живут в статусе сельского поселения. За годы свободы поселок покрылся язвами разрухи: разрушены Дворец культуры и свинокомплекс. Сожжена контора центрального отделения совхоза, где хранились трудовые книжки селян: это известный в России способ избавляться от долгов. "На каком основании продано здание бывшей больницы? Зачем погубили весь крупный рогатый скот? - спрашивают жители в своем письме. - Основная работа нашего руководства ведется для удовлетворения собственных потребностей". В Приморском есть улица, которую местные жители с присущим им юмором называют "районом нищих". Здесь стоят самые богатые дома чиновников, бывших чиновников и предпринимателей. У "нищих" есть и вода, и газ. Всего на одной улице в огромном поселении.