Ограничение горожан в потреблении питьевой воды - мера крайняя, потому что нарушает правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные правительством России.
Согласно закону, потребители должны получать бесперебойную подачу коммунальных ресурсов надлежащего качества в необходимых объемах. На основании СанПиН "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать пятнадцати суток. В Магнитогорске этот срок увеличен до трех недель. Почему? Не ясно. Остается непонятным, на каком основании трест "Водоканал" и городская администрация пошли на нарушение указов правительства и СанПиН, лишив нас воды еще на месяц без проведения предварительной экспертизы состояния водозаборов. Кто вообще придумал этот миф про засуху?
В редакцию весь август приходили люди, многие - с расчетами и аргументами. Нам рассказали, что одна неделя экономии горячей воды за счет горожан восполняет всего лишь суточный объем воды, подаваемый в город всеми тремя водозаборами. Выходит, за неполный месяц мы "выиграли" три дня. Оно того стоило? Еще мы узнали, что город питается в основном за счет подземных источников. И сколько там дождей сверху ни лей, на отметке уровня воды 18-й насосной станции это почти не скажется: "работают" водоносные горизонты.
- Я не претендую на роль эксперта, но размещенные в СМИ сведения от имени Водоканала и администрации города о том, что "уровни воды на всех трех водозаборах Магнитки достигли критических значений", преувеличены. Водозаборы имеют достаточно хорошие показатели по уровням и дебиту на скважинах. Наблюдается незначительное понижение уровней только на 10-й и 19-й насосных станциях до 100-150 миллиметров в неделю, - рассказал начальник ремонтно-механического цеха треста "Водоканал" Алексей Дубель. - Те же СМИ, например, не так давно сообщали, что "с 2002 по 2008 год произошло сокращение потребления воды, что позволяет производить отбор воды на водозаборных насосных станциях в пределах максимально допустимого, разрешенного значения".
По словам Алексея Дубеля, оценку и определение эксплуатационных запасов подземных вод на стадии проектирования водозаборов Магнитогорска за время многолетнего наблюдения за ними установило производственное объединение "Уралгеология" Свердловской гидрогеологической партии, принимая во внимание самые засушливые годы. И, наверное, именно специалисты-геологи могут в точности замерить уровень воды в скважинах, чтобы оценить ситуацию в городе как критическую. Но они этого не делали. По крайней мере, горожанам никакой такой экспертизы мэрия не предоставила.
Есть в этой истории про засуху еще одна странность. Основным водозабором Магнитогорска, который обеспечивает город водой на 60 и более процентов, является Малокизильский - 10-я насосная станция. В 2000-м году на берегу Урала построили новую насосную производительностью 50 тысяч кубометров в сутки для перекачки воды из Урала в реку Малый Кизил. Для чего, думаете? Как раз на случай засушливых лет.
- Но станция не задействована по сей день. Не знаю, по какой причине, но Водоканал не использовал эту возможность для наполнения главного водозабора, а выбрал крайнюю меру, отключив подачу воды в жилые дома. Как потребитель, хотел бы знать, почему так случилось, - говорит Дубель. - В свое время ММК вложил много денег в модернизацию источников городского водоснабжения для их надежности, независимо от климатических факторов. Для бесперебойной работы того же Малокизильского водозабора построены и безвозмездно переданы городу 13 глубоководных скважин общей производительностью 110 тысяч кубометров в сутки. Была создана та же насосная станция на берегу Урала. Осталось лишь грамотно всем этим распорядиться.
Алексей Дубель оставил в редакции "ММ" письмо на имя руководителей города и МП "Трест "Водоканал", где предлагает ответить на несколько вопросов. Вопросы задает профессионал. Список немаленький. Приведем лишь наиболее, на наш взгляд, существенные:
"Еще осенью 2008 года Гидрометцентр России сообщил о том, что на Южном Урале прогнозируется ухудшение климатических условий и дефицит осадков. Что было предпринято руководством МП "Трест "Водоканал" для управления складывающейся ситуацией? Кто на источниках водоснабжения проводил обследование и наблюдение за уровнями воды в скважинах? Кто сделал заключение о достижении критического значения? И, наконец, почему насосная станция по перекачке воды из реки Урал в реку Малый Кизил до сих пор не задействована?"
Редакция "ММ" присоединяется к вопросам нашего читателя. Ответы и комментарии будут опубликованы.