ПРЕЦЕДЕНТ – иначе не скажешь – состоялся в конференц-зале городской администрации, куда пригласили журналистов для обсуждения проблемы очередей в больницах и поликлиниках.
Удивление вызвал не повод собраться: тема столь же актуальна, сколь и стара. Но оперативное реагирование чиновников на публикации в прессе дорогого стоит. Хоть СМИ и величают красиво «четвертой властью», с выполнением «властных» обязанностей у них проблемы. Не только в России – везде. Поэтому проигнорировать приглашение – настоящей, не четвертой! – власти к открытому диалогу стало бы верхом невежливости.
В конференц-зале в борьбу с очередями вступили заместитель главы города Николай Шуляк, заместитель начальника управления здравоохранения Дмитрий Коваленко и общественность в лице ветеранов. «На ковер» вызвали руководителей городских больниц.
Николай Шуляк, взяв слово первым, объявил о желании решить проблему всем миром. Но для порядка пожурил прессу за публикацию непроверенных фактов, в частности, об открытой торговле талончиками к «узкому специалисту» возле регистратуры. Общий смысл был таков: «Меры мы примем, но сначала вы докажите факты».
– Не раз мы призывали СМИ к сдержанной оценке событий в медицинской отрасли, к взаимопониманию и конструктивному диалогу, – продолжил заместитель начальника управления здравоохранения Дмитрий Коваленко. – Очереди к «узким специалистам», действительно, большие – дело в остром кадровом дефиците. У нас, например, всего девять эндокринологов и четыре пульмонолога. Как их раскидать на весь город? Врачи работают по нормативу – четыре человека в час. При этом специалист должен успевать все: улыбаться, сострадать, заполнять кипу бумаг и рецептов – и следить, чтоб в коридоре очередь не образовалась…
В минувшем году кадровую проблему решали, выделяя медработникам муниципальное жилье. Эта практика будет продолжена и в текущем – уже выделено 11 миллионов рублей. Кроме того, ведется подготовка старшеклассников к поступлению в вузы, открыт целевой набор в медицинскую академию по договорам с медсанчастью администрации города и комбината.
Принимаемые меры когда-то скажутся. Но как быть, если к врачу «приспичило» сегодня? Стоило одному из приглашенных ветеранов Александру Мякушко поведать, как его жена целый месяц пробивалась на прием к невропатологу, публику словно прорвало:
– А как ведут себя врачи, вы знаете?
– Когда же появятся лекарства для льготников?
– Прихожу на прием, а врач к «платнику» уехал…
– Не может быть, – парировал упреки Коваленко.
Чтоб эта фраза не выглядела голословной, аудитории рассказали об опыте поликлиники № 1. Там введена эффективная система предварительной записи к «узкому специалисту». Не нужно занимать очередь за талончиком в шесть утра.
– Приходите днем, – советовали пациентам, – и уже через несколько дней попадете на прием. Если специалист очень «узкий», то через месяц.
– Не может быть, – вслед за Дмитрием Коваленко выдохнул зал.
И вдруг Николай Шуляк предложил решить проблему очередей здесь и сейчас. Решили, что ее корень отчасти – в пациентах, самостоятельно «назначающих» себе того или иного специалиста. С половиной из них врачи узкого профиля работают вхолостую, подменяя участковых терапевтов, которые сами могут поставить диагноз и выписать рецепт. Им решать, как дальше лечить больного, и лично распределять талоны к «узким специалистам». Новая система призвана уменьшить очереди и избавить врачей от лишней работы.
– Когда на нее перейдете? – прозвучал вопрос из зала.
– Прямо с завтрашнего дня, – не моргнув, заявила заместитель главврача первой поликлиники.
Вот что значит конструктивный разговор! Не прошло и часа – а назавтра уже обещано чудо. Очень захотелось – пока диалог открыт и все на месте – ковать железо, не выходя из зала: заодно разобраться с очередями в МРЭО и почтовых отделениях, с ЖКХ и дорогами, нерадивыми дворниками, снегопадами и затопленными улицами… Да много с чем – жаль, формат встречи не позволил.
Если озвученное городской властью намерение «поговорить» – не показательное выступление, если оно продиктовано желанием действовать, готовы предложить от редакции свой перечень «горячих» тем. Список вопросов, волнующих горожан и журналистов, пополняется на сайте www.mmgazeta.ru в рубрике «Вас достали?», во время «горячей линии» с главным редактором, копится на редакционном автоответчике. В общем, материала достаточно – и для первой власти, и для четвертой.
…И еще одна ремарка на десерт. Не так давно ТСЖ «Дом» незаконно отключало воду в 144-м микрорайоне. Тогда, после публикации в «ММ», тоже быстро собрали пресс-конференцию с участием начальника управления ЖКХ Константина Щепеткина. Ситуацию быстро разрулили. Но остался вопрос: неужели, чтоб решить рядовую проблему в отдельном доме, дворе, поликлинике, нужно всем миром собираться в конференц-зале?