ГОД НАЗАД мы уже публиковали аналогичный фотопейзаж. Только на первом плане был разбитый унитаз, а «моделью» служила свалка близ улицы Московской. В этот раз – район плодопитомника…
На днях министерство радиационной и экологической безопасности области совместно с Ростехнадзором и Роспотребнадзором подсчитали, что в регионе около 670 мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов. Из них только пять соответствуют статусу: в Снежинске, Озерске, Южноуральске, поселке Локомотивный и первая очередь в Сатке. Магнитогорска, как видим, в этом списке нет. Глава города Евгений Карпов, однако, задается другим вопросом: где же найти денег для МУП «Спецавтохозяйство», которое, по официальной информации, «два десятка лет медленно, но верно «угасает» из-за совершенно неадекватных цен на услуги»? Из бюджета уже выделен 21 миллион рублей на обновление автопарка, еще миллион – на обновление контейнеров. На очередном заседании городского Собрания депутатов решено оперативно обсудить этот вопрос на слушаниях, чтобы успеть заложить в бюджет-2009 необходимые средства. Городские власти хотят очистить город за счет тех, «кто мусор разбрасывает».
– В других городах тариф в два раза выше, – подтвердил «ММ» начальник МУП «Спецавтохозяйство» Александр Виноградов, – а для юридических лиц – в три раза. В среднем за вывоз кубометра мусора юрлица платят 250 рублей, у нас – 142. Социализм какой-то. Это не повышение тарифов, а доведение их до среднего уровня по области. В Челябинске с квадратного метра жилого помещения берут 86 копеек, у нас – 46. Мы терпим огромные убытки. Еще сравните: в Белгороде ежедневно на уборку мусора выходит 60 машин, у нас 25. На выделенные деньги мы купим технику: чтобы было чисто, нужно убирать столько, сколько необходимо.
Между тем, в городе есть микрорайоны, где проблема цивилизованного вывоза бытовых отходов решена на 80 процентов. Причем без целевых программ.
– Как увозят мусор по старинке? Подъезжает машина, цепляет открытый контейнер и засыпает сверху, – рассказывает начальник ЖРЭУ-2 Леонид Халезин. – Ветер дует, мусор разлетается. Два года назад мы начали менять старые контейнеры на новые, европейские. Спецавтохозяйство приобрело новую машину с боковым загрузом вместо верхнего. И сразу стало чище. При погрузке мусора под машиной – ни фантика. Все закрыто. Как только мусор опрокинут, пресс толкает его внутрь машины и назад возвращается пустая емкость. Коэффициент уплотнения у старых машин – два с половиной, здесь – пять. Так что это еще и экономно. Хорошо, если бы из бюджета нам выделили средства на приобретение контейнеров: нужно охватить детские сады, остальной жилфонд.
Однако, по мнению Александра Виноградова, быстро перейти на евроконтейнеры не получится.
– Площадки под них не обустроены: контейнеры же на колесиках. И если мы их легко закатываем, так же легко кто-то может и выкатить, – считает он. – Кроме того, они не кувалдоустойчивые. В качестве эксперимента, конечно, ставим. Посмотрим, сколько проживут.
Сегодня основная финансовая нагрузка по вывозу твердых бытовых отходов лежит на плечах горожан. Лишь 30 процентов предприятий имеют договор со Спецавтохозяйством на вывоз мусора. Большинство магазинчиков, парикмахерских и офисов, расположенных на первых этажах жилых домов, просто «присасываются» к ближайшей контейнерной площадке, под шумок подкладывая туда свои немаленькие мешки с отходами. А платят – жильцы.
– Чтобы было чисто, нужно охватить все группы потребителей, – считает Александр Виноградов. – Отсутствие у предприятия договора на вывоз мусора квалифицируется как административное правонарушение. У нас есть рычаги воздействия. Совместно с ЖРЭУ разошлем предприятиям уведомления о перезаключении договоров на этот год: будем ежемесячно выставлять счета и следить, кто платит, кто не платит. Список тех, кто не заключил договор, есть. Будем применять административные меры, составлять акты, передавать информацию в прокуратуру.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Николай Стаханов сообщил «ММ», что объемы мусора на одного человека растут в геометрической прогрессии, а «норматив остался прежним с советских времен». Но формулой чистоты он считает не повышение норматива, а повышение уровня культуры населения. «Знаете, мусор и культура – это так близко…» – философски рассудил Николай Стаханов.
Как-то незаметно для всех обширную проблему вывоза твердых отходов свели к покупке евроконтейнеров, повышению тарифов и воспитанию. Но, думается, после приобретения спецтехники для ЖРЭУ и Спецавтохозяйства мусорные отвалы в районе Московской и плодопитомника сами собой не испарятся. Однако этот вопрос остается за рамками рабочих совещаний в администрации.
– В прошлом году мы как-то оштрафовали водителя одного автотранспортного предприятия, сбросившего строительный мусор не в том месте. Но не поставишь же туда часового, – поделился Николай Стаханов.
– Это большая проблема, – согласился с «ММ» Александр Виноградов. Как оказалось, у руководителя Спецавтохозяйства есть методы воспитания строительных компаний: – Сегодня плата за размещение одного кубометра мусора на нашем полигоне – девять рублей. В Белгороде, например, сто, в Челябинске – пятьдесят. Мы держим низкий тариф, чтобы стимулировать предпринимателей возить мусор к нам. В апреле–мае машины вообще ходили бесплатно. Лишь бы дошли. Но ведь экономят на бензине… Теперь мы намерены фиксировать каждую доехавшую до полигона машину. Администрация уже включила в пакет документов обязательный договор на вывоз мусора. Будем проверять, сколько отходов было по смете, сколько реально вывезено на полигон. Ничего, дойдем до всех. Когда одних оштрафуем на сто тысяч рублей, другие задумаются, куда выбросить мусор…
Остается надеяться, что через год наш фотокорреспондент не сможет найти «красочный» пейзаж в округе для первой полосы.