Золотая медаль и вторая строчка в рейтинге - таков результат десятиклассника школы № 5 Ильи Устиновича, недавно вернувшегося с Всемирной олимпиады по химии, проходившей в турецкой Анкаре.
Сначала были победы на российском уровне, потом летние сборы - на них приглашают 15 самых перспективных юных химика страны. Из них в сборную России отобрали четверку сильнейших - и среди них Илью. Всемирная олимпиада по химии - ежегодное академическое соревнование для старшеклассников. Впервые она прошла в 1968 году в Праге. В нынешнем году в ней приняли участие 280 школьников из 70 стран.
Напряжение шло по нарастающей. С практическим туром - три задания за пять часов - Илья справился легко. Он выбрал правильную стратегию - делал их параллельно. Сэкономил два часа, между тем многие участники сдавали "лабораторки" в последний момент. Теоретический тур был сложнее - по словам Ильи, пришлось пошевелить мозгами. Тут-то и пригодились серьезные занятия математикой. "Если бы я ее не знал, золото бы не взял, нужна серьезная теоретическая база", - уверен победитель. Но труднее всего пришлось… на награждении. Результаты олимпиады объявляли "снизу вверх", поэтому все надеялись, что их фамилии назовут как можно позже. "Потрепали нервы, - признается Илья. - Боялся, что мой результат будет хуже, чем я хотел".
Туры по теоретической и практической химии оценивали по стобалльной шкале. Ребята, набравшие больше 90 баллов, завоевали золотые медали. Никто не сомневался, что Илья претендует, по меньшей мере, на серебро. Но то, что в рейтинге среди тридцати золотых медалистов он станет вторым, уступив лишь школьнику из КНР - это уже сенсация.
На пресс-конференцию с магнитогорскими журналистами он пришел в сопровождении тех, кто, по его словам, радовался победе больше, чем он сам: с родителями и преподавателем школы олимпиадного резерва, кандидатом технических наук, доцентом кафедры химических технологий неметаллических материалов и физической химии МГТУ Андреем Ушеровым.
- Не люблю гениев, - огорошил Андрей Ильич журналистов. - Илья - обычный ребенок, только трудолюбивый и целеустремленный. В химии надо пахать, все делать своими руками.
Действительно, Илья производит впечатление обычного парня. Симпатичный, крепкий, улыбчивый. Хотя, как он признался, с обзыванием "ботан" сталкиваться приходилось. Но не в стенах родной школы - там приоритеты расставлены верно, поэтому такие, как он, пользуются уважением.
- Подростки не должны быть "дубами", - уверен Илья.
- И чем меньше будет у нас "дубов", тем больше будет процветать Россия, - согласен с учеником Андрей Ушеров.
- Я считаю, большую роль сыграли преподаватели и социальное окружение, - говорит отец победителя Дмитрий Устинович. - Илью "разглядела" его первая учительница школы № 65 Анна Анатольевна Крибель - научила его учиться. Потом его поддержали в школе № 5. Там не мешают развиваться, а помогают: идут навстречу, отпускают на соревнования, дают время на подготовку. Я был на уроках - это же высший пилотаж. Тут и мотивация, и кнут, и пряник, и конкуренция…
Большую роль в победе сыграла психологическая подготовка к соревнованиям. А нарабатывается она годами.
- Для того, чтобы паники не было, нужно постоянно участвовать в различных олимпиадах, - уверен Андрей Ушеров. - В том числе и дополнительных - которых нет в списке чиновников. Мы находим поддержку в администрации города и на федеральном уровне. А вот область всегда выдает средства "скрипя зубами", да еще и на несколько месяцев позже. Так что нагрузка ложится на родителей.
Елена и Дмитрий Устинович к химии отношения не имеют, мама победителя работает инженером отдела продаж на заводе, отец - директор филиала фирмы по автоматизации технологических процессов. Но, по признанию Елены, когда она оканчивала наш физмат, то уже ждала рождения Ильи. Выходит, вместе зубрили, вместе сдавали "госы".
Стратегия родителей - не мешать ребенку искать свой путь, а когда найдет - всячески поддерживать. Сейчас Устиновичи присматриваются к младшей дочери Полине, которая в нынешнем году пойдет в первый класс школы № 5. Пока ей нравится бегать и прыгать, как и всем обычным семилеткам, но то ли еще будет.
Илья тоже прошел через разные увлечения. Сейчас вновь хочет заняться музыкой - он играет на фортепьяно, берет уроки у преподавателя.
- Если у сына плохое настроение, то и музыка тревожная, - рассказывают родители. - А если все нормально, то красивая. Компьютерными играми увлекается, как обычный подросток. А вот период, когда он с друзьями "химичил" - нагревал, взрывал - мы уже пережили.
Знание химией сказывается и в обычной жизни. Например, он лихо "читает" этикетки.
- Купит газировку, посмотрит ингредиенты, ужаснется - но все равно пьет, - смеется мама. - Но немного - знает, к чему это может привести. А бывает, бабушка ему ложки приносит, чтобы почистил. Он чего-то наведет, положит в раствор - они блестят.
Золотая медаль дает Илье право поступить в любой вуз стран-участниц Всемирной олимпиады по химии без экзамена, но он решил остаться в России. Пока определяется, какую химическую школу ему выбрать - новосибирскую или московскую. И хотя теория ему не чужда, свое будущее он видит в практике.
- Хочу работать в лаборатории, люблю немного похимичить, - говорит победитель.
Андрей Ушеров надеется, что его талантливый ученик после обучения вернется в Магнитогорск. Но сетует на то, что сейчас лабораторное оснащение в школах и вузах Магнитки ниже среднего уровня. А ведь вся металлургия завязана на химических процессах, поэтому такие Устиновичи городу нужны.
- Если бы комбинат помог с оснащением процесса образования, это аукнулось бы ему в хорошем смысле, - считает преподаватель.