Уже почти три месяца минуло с того дня, как водителям маршруток законодательно запретили тормозить возле каждого столба и принимать деньги от пассажиров на ходу.
Зато обязали выдавать билеты и объявлять названия остановок (в том числе "по требованию"). Однако в Магнитогорске, как, в общем, и по всей стране, эти правила по-прежнему никто не выполняет.
"Маршрутки продолжают останавливаться на пешеходных переходах, грубо нарушают тем самым ПДД, а нарушение - это чьи-то жизни, здоровье", - так прокомментировал ситуацию один из посетителей интернет-сайта "Магнитогорского металла". За лишние пятнадцать рублей водители "ГАЗелей" готовы рисковать. Переезжает, например, старая разбитая маршрутка перекресток между проспектом Ленина и улицей Грязнова и останавливается - как раз возле стационарного поста ДПС. Машина забита до отказа, ни одного свободного места нет, но "рулевой" приглашает пассажиров: "Садитесь: возле банка, через сто метров, люди выходят". И в общем-то плевать ему в этот момент на безопасность перевозимых людей - лишь бы деньги урвать.
Несколько лет назад, когда в стране произошел "маршруточный" бум, появился лаконичный анекдот: водители маршруток вышли на демонстрацию - они требуют отменить правила дорожного движения. Немало воды утекло с тех пор. Водители "ГАЗелей" ездить стали аккуратнее (ГИБДД Магнитогорска надо отдать должное), некоторые из них давно выполняют даже те пункты правил, на которые упорно не обращают внимания автолюбители. Но, по большому счету, воз и ныне там. Об этом свидетельствует статистика. На заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения и. о. начальника ОГИБДД УВД Магнитогорска Андрей Мелехин сообщил, что чаще всего виновниками беспредела на дорогах являются частные маршрутки. За первые четыре месяца 2009 года они совершили 1788 дорожных правонарушений. Как сообщила пресс-служба городской администрации, у тройки "передовиков" печальной статистики показатель нарушений ПДД на единицу автотранспорта составил 2,95, 2,82 и 2,46 соответственно. Для сравнения: у муниципальных маршруток и автобусов он равен 0,23 - в одиннадцать-двенадцать раз меньше! Большое количество дорожных правонарушений у "частников" является еще и следствием злоупотребления режимом труда и отдыха - некоторые водители чуть ли не круглые сутки проводят за баранкой, они переутомились, впрочем, как и весь этот бизнес.
"Маршруточные" факты по-прежнему фигурируют не только в дорожных, но и криминальных сводках. В последнюю пятницу мая, например, сотрудники и хозяева фирм, осуществляющих в Магнитогорске перевозку пассажиров на маршрутных такси, выясняли отношения в том числе и с применением оружия - правда, не огнестрельного, а травматического. Одну из "воюющих" сторон представлял некий частный предприниматель, завсегдатай подобных конфликтов, который года четыре назад, после очередной "стычки" с конкурентами, даже демонстрировал свой пистолет в редакции "Магнитогорского металла".
"Живучесть" маршруток продиктована одной причиной - востребованностью. В последние годы муниципальный транспорт, прежний монополист, фактически сам отдал существенную долю городского рынка пассажирских перевозок частникам. Не только автобус, но и трамвай, всегда сохранявший приоритет в городе перед конкурентами, уступил позиции. Не исключено, что произошло это и по меркантильным соображениям некоторых чиновников - руководители высокого ранга из городской администрации занимались "маршрутным" бизнесом. Много копий сломали хозяева и руководители фирм, пока делили между собой маршруты, финансировали "обустройство и содержание конечных разворотных площадок". Пару лет назад в нашу редакцию обратился предприниматель, который прямо утверждал, что сложившаяся в городе ситуация на рынке пассажирских перевозок позволяет частным фирмам вытеснять с наработанных маршрутов автобусы и микроавтобусы муниципального предприятия МПАТП № 1. Теперь, когда бюджетные транспортные службы оказались на грани гибели и забили тревогу, в мэрии о них вспомнили.
Однако чтобы вернуть "клиента", надо что-то противопоставить конкурентам. Постановлением главы города с 1 мая тариф на проезд в городских автобусах снизился с двенадцати до десяти рублей. В кризис такая мера обязана дать эффект, но "отвоевать" рынок у частников, тариф которых в полтора раза выше, можно лишь в том случае, если автобус не будет "зверем, занесенным в Красную книгу", как в шутку его стали называть в Магнитке в последние годы. Опрос, проведенный на интернет-сайте городской администрации, показал, что в связи со снижением тарифа на проезд собираются пользоваться автобусом менее 30 процентов проголосовавших; лишь чуть меньше число тех, кто намерен по-прежнему ездить на маршрутках - прежде всего, из-за отсутствия на городских дорогах достаточного количества автобусов.
Претензий к маршруткам много, и по большей части все они справедливы. Но здесь, наверное, и исполнительная власть должна сказать свое веское слово. Не случайно же один из посетителей сайта нашей газеты резонно заметил, что "обязывая маршрутки останавливаться на остановках, надо хотя бы поинтересоваться: есть ли эти остановки?" И привел красноречивый факт: на проспекте Карла Маркса, от вокзала до перекрестка с улицей Гагарина, нет ни одной оборудованной и обозначенной остановки для автобусов и маршруток. Возникает любопытный вопрос. Еще 14 сентября 2005 года постановлением главы города была создана транспортная комиссия, возглавил которую один из тогдашних заместителей мэра. За четыре года у нее так и не дошли руки до оборудования остановок? Выходит, что занималась эта комиссия лишь тем, что раздавала маршруты частным предпринимателям - в ущерб муниципальному автотранспортному предприятию.
К бесконтрольным маршруткам Магнитка давно привыкла. Но пора уже, наверное, ситуацию менять коренным образом. "Вытеснить" частные "ГАЗели" с городского рынка пассажирских перевозок, как, похоже, задумали в городской администрации, муниципальному транспорту вряд ли удастся. Так что порядок наводить все равно придется - и чтобы городские дороги разгрузить, и чтобы обеспечить безопасность людей
Пункты новых правил:
- остановка общественного транспорта должна быть оборудована табличкой с указанием всех маршрутов, проходящих через нее, названиями конечных пунктов и интервалами движения;
- высадка и посадка пассажиров вне остановочных пунктов запрещены;
- водитель обязан объявлять названия остановок, в том числе остановок "по требованию";
- если остановкой пользуются более ста человек в сутки, она должна быть оборудована защитой от атмосферных осадков;
- проезд осуществляется только по билетам.