Советские стяги и транспарант «Победа!», резкий громкий гудок, вырвавшийся вместе с густой струёй пара, восторженный возглас детей, прыгающих на плечах родителей, чтобы лучше увидеть картинку, – яркие эмоции повторяются каждый год, когда чёрный, начищенный до блеска паровоз величаво останавливается на перроне.
Из окна, глядя на столпившийся народ, улыбается бригада машинистов, одетых в чёрную военную форму и праздничные белые перчатки. Во главе её – машинист Вадим Шилов, который уже третий раз привозит в Магнитогорск ретро-поезд Победы. Ещё в прошлом году он был смущён многолюдьем в нашем городе, робко давал интервью. В этот раз, чувствуется, к повышенному вниманию привык – охотно фотографируется на фоне красавца-паровоза с детьми, общается с журналистами. Рассказывает о том, например, что он, умея водить и тепловозы, и электровозы, для управления паровозом прошёл специальное обучение, потому что эта махина требует совсем других умений и навыков. О том, что движение ретро-поездов, несмотря на то, что более полувека паровозы не выпускают, набирает в стране огромную популярность, на фоне которой в России открывают специальные школы машинистов. О том, что Девятого мая по всей стране на вокзалы прибывают ретро-поезда с символикой Великой Победы.
– У нас в депо Троицка три паровоза, и все они задействованы в канун Дня Победы: один – в Магнитогорске, Карталах и Кургане, второй – в направлении Орска и Оренбурга, третий – Златоуста и Челябинска. И везде нас встречают сотни людей, – говорит Вадим Шилов.
Ретро-поезда до места назначения везут электротягой, пар работает непосредственно на перроне – ради представления,– и на это есть веская причина.
– Паровоз – это сплав энергии угля и воды, выдающий пар, который является и тягой, и светом, и голосом состава – его гудком, – объясняет любопытствующим машинист ретро-поезда Вадим Шилов. – В резервуары локомотива вмещаются 18 тонн угля и 22 куба воды, но хватит их разве что от Магнитогорска до Карталов, паровоз – машина прожорливая. Недаром к военным составам всегда цепляли пару вагонов угля и воды, а машинисты тех лет шутили: за годы войны лопатой пол-Донбасса угля перекидали.
Из двух прицепленных к локомотиву вагонов-теплушек – таких же, какие колесили по стране в годы войны, – на перрон спрыгивают молодые люди в гимнастёрках. Их встречают девушки, одетые в наряды по моде сороковых. Жаркие объятия, танцы, частушки – представление перед гостями праздника, главными героями которого стали участники Великой Отечественной войны, труженики тыла и ветераны Южно-Уральской железной дороги, организовано юными артистами Дворца культуры железнодорожников, ведь именно территориальное управление РЖД вот уже несколько лет организовывает этот праздник для магнитогорцев.
Железная дорога для нашего города не просто транспортная артерия.
Именно со дня приезда на Магнитострой первого поезда – ведомого, кстати, вот таким же паровозом – начинается летоисчисление нашего города трудовой доблести. В первые десятилетия работы ММК такие паровозы перевозили по промплощадке от цеха к цеху сырьё, а из Магнитки – готовую металлопродукцию. Наконец, такие же паровозы увезли во время Великой Отечественной войны на фронт без малого 34 тысячи магнитогорских солдат, пять тысяч из которых – железнодорожники. Четырнадцать тысяч не вернулись с полей сражения. А чтобы производство металла, так необходимого родине в военные годы, не останавливалось, паровозы под непрекращающимися бомбёжками фашистов привезли в Магнитку десятки эвакуированных с оккупированных территорий промышленных предприятий и 50 тысяч их работников.
– Мы гордимся тем, что являемся потомками поколения воинов-победителей, спасших мир от фашизма, – обращается к собравшимся заместитель главного инженера Южно-Уральской железной дороги по территориальному управлению Сергей Климонтов. – Железнодорожники внесли весомый вклад в Великую Победу: они доставляли на фронт людей и боеприпасы, под непрерывным огнём противника специализированные бригады ремонтировали разрушенные бомбами пути, налаживали связь, восстанавливали подвижной состав, работая буквально на грани возможностей. И ретро-поезд, который вы видите, является поистине машиной времени.
– В канун главного праздника нашей страны хочется пожелать только одного: глядя на яркое солнце, радуясь мирному небу над нашей головой, обязательно передавать историю Великой Победы будущим поколениям – сделать всё для того, чтобы наши дети, внуки помнили о великом подвиге, совершённым советским солдатом ради мира, – поздравил собравшихся начальник станции Магнитогорск-Грузовой Максим Манько.