От двух недель до месяца брали городские власти на наведение порядка в сфере пассажироперевозок в самом начале транспортной реформы. Однако реальность оказалась жестче, чем предполагали чиновники: вместо финиша революции, стартовавшей первого февраля, пока можно говорить лишь о ее промежуточной отсечке.
О необходимости трансформации рынка пассажироперевозок в городе начали говорить не год и не два назад. С тем, что с желтой вакханалией на улицах Магнитогорска пора завязывать, соглашались все: автолюбители, пешеходы, инспекторы ГИБДД. Ладно бы, если маршруток просто было много, так они устраивали на городских магистралях ралли, где в качестве призов выступали пассажиры. Обогнал конкурента - заработал, не проявил чудес изворотливости - поехал порожняком. Издержки таких гонок в статистике ДТП: кривая происшествий с участием маршрутных такси неуклонно возрастала. Окончательно чаша терпения властей переполнилась, когда в частном общественном транспорте начали гибнуть люди.
Перемены назрели, и встал вопрос: хирургическое вмешательство либо терапия. Городские власти выбрали первый вариант. Однако планируемая маленькая победоносная "война" вылилась в затяжное противостояние мэрии с так называемыми нелегалами, изрядно уже поднадоевшее рядовым горожанам. Их требования к общественному транспорту, что до реформы, что после, укладываются в три слова: оперативность, безопасность, цена.
Интервалы движения маршруток с 1 февраля только увеличились: положенное условиями конкурса число больших автобусов правообладатели маршрутов на линию не вывели, а "ГАЗелей" на дорогах поубавилось. Правда, в плюсе автовладельцы, впервые за много лет почувствовавшие на дорогах Магнитки простор.
Безопасность пассажиров маршрутных такси от одного только появления на борту наклейки с гербом города повыситься не могла. В первые дни революции и вовсе машины легальных перевозчиков не гнушались перевозить стоячих пассажиров. Гонки на дорогах продолжаются. Мэрия заверяет, что к этому вопросу обратится, стоит только закончиться эпопее с выдавливанием с дорог предпринимателей-бунтарей.
Что касается стоимости проезда, то ценовую планку в 15 рублей перевозчики пока удерживают. Нашумевшая десятирублевая пиар-акция нелегалов, похоже, себя исчерпала - если и возят за червонец, то единицы. Правда, вопрос "Десять или пятнадцать?" еще часто можно услышать в салонах "ГАЗелей". Из горького - подорожавший проезд в автобусах, переданных частникам. Поначалу даже льготников из "Нефазов" разворачивали, но власть не позволила покуситься на права пенсионеров.
Несмотря на отсутствие кардинальных перемен и существенные неудобства, вызванные первым месяцем реформ, горожане постепенно привыкают к новой реальности. Первая откровенно негативная реакция сменилась на сдержанное: "Плохо, а что поделаешь". Но это в тылу. А на фронте маршрутной войны до сих пор неспокойно. Нелегалы, несмотря на мощный прессинг со стороны административных комиссий и правоохранительных органов, продолжают бороздить просторы Магнитки. Спустя три недели после начала реформы глава города Евгений Тефтелев заявил о завершении лишь первого этапа "маршрутной революции". Но второй в числе прочего предполагает борьбу не с водителями, а непосредственно с предпринимателями, которые стоят за их спиной. В качестве дубины власти рассматривают возможность лишения нелегальных перевозчиков лицензий на перевозку пассажиров.
Нелегалы, в свою очередь, строчат письма во всевозможные инстанции, президенту, премьеру, настаивая на нелегитимности реформы и всего, что ей сопутствует. Очевидно, что уходить с рынка по своей воле они не намерены. Серьезное моральное подспорье такой упертой позиции в конце февраля пришло из антимонопольной службы Челябинской области. Можно предположить, что до окончания рассмотрения дела слагать оружия нелегалы точно не будут. А с учетом дальнейших разбирательств в арбитражном суде, кассаций и апелляций тяжба может затянуться на долгие месяцы.
Таким образом, ситуация близка к патовой. Теневые перевозчики, не желая терять доходный бизнес, будут стоять до конца. Мэрия, пройдя точку невозврата, тоже на примирение не пойдет. Легальные перевозчики при таком раскладе будут недополучать доходы, а следовательно, под угрозой окажется едва ли не главное условие конкурса - последовательное обновление автопарка.
Прогнозируя дальнейшее развитие событий, можно предположить, что определяющими в исходе борьбы могут стать три вещи. Во-первых, мэрия, судя по заявлениям главы города, наверняка попытается лишить нелегалов лицензий. Это можно сделать, инициировав внеплановую пристрастную проверку перевозчиков со стороны Госавтодорнадзора. Если удастся накопать стоящих нарушений, то через суд можно будет добиваться сначала приостановления лицензии, а затем и ее аннулирования.
Вторая возможность серьезно пошатнуть позиции нелегалов - добиться выплаты штрафов, на основании сотен составленных протоколов об административных правонарушениях. Если многотысячные выплаты лягут на плечи простых водителей, те, вероятно, охладеют в своем желании работать на неуступчивого предпринимателя. Но "ипэшники" предостерегают от преждевременного "гоп". Они заявляют, что обжалуют практически все протоколы, составленные якобы с нарушениями закона. Насколько их желания близки к действительности, узнаем в самом скором времени.
Вот этого уж точно не надо. Основное объяснение началу реформы в период, когда случаются тридцатиградусные морозы, - успеть разгрести бардак до начала дорожных работ. Их в городе планируется едва ли не на полтора миллиарда рублей.
Как ни парадоксально, то, что происходит в Магнитогорске, - на руку областному центру. Челябинск, следующий в очереди на транспортную реформу, все пробелы второй столицы тщательно фиксирует, дабы не наступать на те же грабли. Несмотря на всецелую поддержку магнитогорских преобразований в администрации губернатора, схема реформы для Челябинска будет значительно отличаться от той, что обкатывали на Магнитке.
"Нелегалы" - на эвакуатор
Вчера мэрия выпустила на главные городские перекрестки спецтехнику: "ГАЗели" нелегальных перевозчиков были эвакуированы на штрафстоянку.
Администрация Магнитогорска проанализировала опыт других регионов России в борьбе с маршрутками-"нелегалами" и нашла юридические основания для эвакуации "ГАЗелей" как орудия правонарушения, которое, согласно кодексу об административных правонарушениях, подлежит изъятию. Вчера на штрафстоянку отбыло десять автомобилей.
Водители "ГАЗелей", работающие под лицензией нелегальных перевозчиков, однако, активно сопротивляются новой мере, создавая "живой щит" на пути спецтехники. Вчера при составлении протоколов сотрудники административных комиссий дважды столкнулись с угоном "ГАЗелей" водителями с места задержания, одна машина была поймана сотрудниками ГИБДД в процессе перехвата.
По словам представителя мэрии Магнитогорска, ежедневно планируется эвакуировать около двадцати "ГАЗелей" нелегальных перевозчиков, то есть за десять дней освободить дороги Магнитогорска от двухсот машин. На месте задержания водителей сотрудники административных комиссий составляют два протокола: первый - об административном правонарушении, второй - об изъятии орудия правонарушения. Все эвакуированные "ГАЗели" помещены на штрафстоянку до вынесения решения административной комиссией.
По данным городской администрации, сегодня на дорогах Магнитогорска работает около 80 процентов обещанных официальными перевозчиками машин. Достижение стопроцентного выполнения ими условий договора в пункте обеспечения маршрутов достаточным числом автомобилей станет возможным после того, как мэрия исполнит свои обещания и полностью очистит город от всех "нелегалов".
Ситуацию прокомментировал советник главы города Кирилл МАРКЕВИЧ: "Почему весь февраль мы действовали мягче? Объясню на цифрах. Раньше в Магнитогорске работало порядка 1300-1350 нелегальных "ГАЗелей". Остаться же должно около тысячи - 800 на линиях и примерно 200 "сменных". То есть, 300-350 "ГАЗелей" и их водителей останутся "за бортом". Сейчас многие говорят - мол, легальные перевозчики не выпускают на маршруты нужное число машин, и от этого страдают простые горожане. Во многом это действительно так. Но не потому что, например, "Класс" или "ТНТ" не могут купить пару-тройку сотен "газелей" и закрыть свои квоты полностью. А потому что мы их от этого удерживаем, если так можно сказать. Ведь каждая новая купленная сейчас машина - это еще один лишний, оказавшийся безработным водитель. И если те самые 300 машин, которые уйдут "в минус", нас мало беспокоят - это соизмеримо с числом собственных машин нелегальных перевозчиков, то вот остальные - это же обычные водители, купившие себе "кормилицу" и зарабатывающие на жизнь. Мы месяц уговаривали их - объяснениями и штрафами - перейти к легалам и закрыть их "квоты", чтобы не остаться вообще у разбитого корыта. Многие услышали. Многие - нет. Но все, теперь хватит - в конце концов, это именно из-за них страдают добропорядочные горожане-пассажиры. Не поняли, не захотели - сейчас легальные перевозчики начинают закупать новую технику. Кто из водителей-частников не успеет к ним перейти - увы, сам виноват. Последнее китайское предупреждение прозвучало.