Ради общения с губернатором журналисты из других городов больше не наматывают сотни километров.
Считается, что в этом нет надобности: режим видеоконференции позволяет хорошо разглядеть и расслышать руководителя региона хоть откуда. Виртуально общались с Михаилом Юревичем в четырех городах - Магнитогорске, Златоусте, Кыштыме и Еманжелинске, глаза в глаза - в областном центре.
При подведении итогов, для чего и собрали прессу, логично делать пространные развернутые доклады. Кто этого ждал, тот заблуждался. Чтоб рассказать о текущем моменте, первому лицу области хватило нескольких фраз. Были упомянуты промышленный рост, выраженный двузначной цифрой, и увеличение бюджетных доходов - на 38 процентов, не обойдены вниманием дорожное строительство и помощь муниципалитетам. После непременных слов об улучшении качества жизни южноуральцев вступительная речь закончилась, по сути не начавшись.
Подобная лаконичность, как выяснилось уже из диалога с прессой, не от того, что нечего сказать. Напротив, губернатор излучал уверенность в собственных силах и правильности сделанных шагов.
- Все получается, - заявил Михаил Юревич, - и с привлечением инвестиций, и с развитием сельского хозяйства. Не могу назвать ни одной сферы, где бы был провал. Не удается только прекратить в Челябинске подземные толчки из-за того, что на полигоне под Чебаркулем уничтожают боеприпасы, но завтра по этому поводу встречаюсь с замом министра обороны. Еще бы решить проблему с "дорогой смерти" - трассой М5, из-за которой горнозаводская часть области отрезана от цивилизации.
Поиск и привлечение инвесторов губернатор называет индустриализацией - словом, как он выразился, более понятным представителям своего и более старшего поколений. С заграницей ранее устанавливали контакты от случая к случаю, а этим, по мнению Юревича, надо заниматься постоянно. Речь идет не только о строительстве новых, но и модернизации действующих предприятий. На то, что занимает руководителя региона в первую очередь, указывало многое. Про отсутствие прямых авиаперелетов из Челябинска в Европу, которое препятствует деловым контактам, говорил как об еще одном упущении. Ситуацию с перевозчиками разложил по полочкам, и было видно, что глубоко ее изучал. Трудно завлекать авиакомпании, когда рядом, в Екатеринбурге, есть Кольцово, но губернатор Челябинской области готов даже частично покрывать им убытки - только бы летали.
- Не стройте иллюзий, - прагматично рассудил Михаил Юревич, - сама по себе наша область никого не интересует. Находимся мы далеко, нет у нас ни моря, ни Кавказских гор, поэтому надо завоевывать доверие инвесторов, буквально затаскивать их сюда.
- А, может, не надо - затаскивать-то? - спросили журналисты.
- Тогда навечно останемся технологически отсталыми. Основу, конечно, должен составлять российский капитал, но весь мир идет по пути привлечения инвестиций, потому что в разных странах есть свои передовые технологии.
Многочисленные поездки по области помогли составить четкое представление о будущем ее городов и районов. Магнитогорску глава региона отвел роль "стального сердца России", тем более что в этом направлении сделано много шагов.
-Там, где производят сталь, обычно хорошо развито машиностроение и металлообработка. Если Магнитогорск пойдет по такому высокотехнологичному пути, то он будет наиболее предпочтительным для города, - подчеркнул губернатор.
Вложения в промышленность и инфраструктуру способны сделать регион по-настоящему богатым. Уровень социальной поддержки ветеранов и инвалидов областная власть и сейчас оценивает высоко, но для повышения детских пособий возможностей бюджета еще недостаточно. Сам губернатор за то, чтобы многодетные мамы не работали и не бедствовали, но пока это - перспектива. Когда точно станут видны результаты работы, сказано не было. В Челябинске, например, как считает Юревич, его деятельность на посту мэра привела к зримым переменам на четвертый год. Чего он хочет добиться в губернаторской должности, прозвучало определенно:
- Надо стремиться к тому, чтобы жители даже самых отдаленных поселков почувствовали перемены к лучшему. Населенные пункты должны быть чистыми, ухоженными, освещенными и с нормальными дорогами.
На благоустройство, что повторялось неоднократно, средств жалеть не будут. Если раньше на довольствии регионального бюджета находились две-три территории, а большинство, по выражению губернатора, денег "даже не нюхали", то теперь все иначе. Расходы на содержание территорий изначально закладываются в бюджет, в зависимости от количества жителей. В уходящем году, по словам Юревича, муниципалитетам перечислено в десять раз больше, чем за последние пять лет.
- Больше униженно просить никому не придется, - заметил губернатор. - Слишком хорошо помню, каково это - быть просителем. Как главе Челябинска, мне было проще, а другие не имели такой возможности.
Знание мэрской кухни помогает руководителю региона составить представление об идеальном главе города или района. Если элита на местах за восемь месяцев не уловила сигналы сверху, ей послали еще один, через прессу.
- Мне нравятся деятельные руководители, которые чего-то добиваются, не засыпают на месте, пытаются многое изменить, - нарисовал желанный образ Михаил Юревич. - С такими приятно иметь дело и таких у нас в области достаточно, причем не только среди новичков, но и среди тех, кто давно работает. А кому могут нравиться вялые и засыпающие главы? Смотришь на них и думаешь: как же их население-то избрало?
Не даст впасть в спячку и знаменитый вертолет, который губернатор обещал предъявить прессе в мае будущего года. Прежде всего, летательный аппарат будет предназначен для тушения лесных пожаров и медицины катастроф, но и для поездок в отдаленные регионы.
- Летать удобнее, - объяснил губернатор. - Это экономит время и позволяет чаще там бывать. Может, главам такая практика не очень нравится, но, когда я приезжаю, решаю сложные вопросы, деньги выделяю, хотя и работы требую.