Город начинает привыкать к объездам и ограниченным скоростям как к неизбежным спутникам дорожной реконструкции и строительства. Но в этом строительном сезоне осложнения не вызывают прежнего недовольства пешеходов и автомобилистов: учтены организационные недочеты прошлого года и сведены к минимуму все ограничения.
В этом году дорожные работы занимают меньше времени, так как на каждом конкретном участке строители концентрируют максимальное количество техники и рабочей силы. Поэтому запретов на дорогах стало меньше, а делают больше. Если в прошлом строительном сезоне стоимость "дорожной революции" немногим превысила 600 миллионов рублей, то в этом году почти все прошлогодние объемы успели выполнить к началу осени. Впереди еще более двух месяцев на городское обновление.
- Успели полностью освоить все 300 миллионов рублей из областного бюджета и почти столько же денег из городской казны, - сказал глава Магнитогорска Евгений Тефтелев во время очередной "контрольной" поездки по дорожным объектам. - С учетом темпов губернатор области Михаил Юревич направил на магнитогорские дороги и городское благоустройство по программе "Добрые дела" "Единой России" еще 300 миллионов рублей. Руководство области Магнитку не забывает, и нам необходимо с максимальной эффективностью использовать каждый бюджетный рубль. Поэтому в этом сезоне полностью должны исключить все недоделки и будем комиссионно принимать все объекты с учетом высокого качества. Это станет основным условием окончательного расчета с подрядными организациями. До этого ограничимся финансированием заработка рабочих коллективов.
О таких принципиальных решениях мэр напомнил строителям во время осмотра реконструкции сложнейшего пересечения улиц Гагарина и Суворова в центре города. Градоначальник остался недоволен темпами и дал месяц на завершение всех работ. Если ко Дню металлурга строители постарались, то после праздника темпы заметно снизились. Пока стоит бабье лето, всякие передышки, по мнению Евгения Тефтелева, необходимо исключить.
В этом году в Магнитке основательно занялись перекрестками, и их реконструкция не ограничивается простой заменой дорожного покрытия. Этому предшествует замена всей скрытой асфальтом инженерной инфраструктуры. Тепловые и газовые сети, связь, энергообеспечение, канализация протянулись по городу в общей сложности на тысячи километров, а на перекрестках эти системы переплетаются в сложный узел, разобраться в котором не просто даже специалистам. Но распутывают, чтобы через год, как это нередко еще бывает, не вскрывать новое дорожное полотно из-за какой-нибудь прохудившейся трубы.
Одновременно увеличивают проезжую часть дорог, полностью обновляют пешеходную зону. Поэтому и стоимость реконструкции таких перекрестков составляет от 50 до 100 миллионов рублей. Пересечение Гагарина и Суворова не самое затратное - "всего" 50 миллионов, но сумма для небольшого дорожного участка довольно ощутимая.
- Располагаем такими средствами не только благодаря губернаторскому вниманию к нашим проблемам, но и работе градообразующего предприятия - металлургического комбината, - отметил Евгений Тефтелев. - За первое полугодие, благодаря металлургам, городской бюджет получил дополнительно 218 миллионов рублей. Эти средства направлены на увеличение зарплат в школы, детские сады и городское благоустройство. Налоговая добавка металлургического комбината и его дочерних предприятий воплощается в конкретные дела…
Благоустройство жилых кварталов по-прежнему остается одной из главных городских проблем. По большому счету на дворовую территорию дорожники еще не заходили. Только с этого года в Магнитке приступили к реконструкции пешеходных дорожек и подъездов к школам. До завершения работ еще далеко. Многое предстоит сделать у первого многопрофильного лицея, хотя, по словам его директора Елены Поляковой, преобразования в благоустройстве заметны. Не обошлось без замечаний и благоустройство рядом с детскими садами № 112 и 117. При этом глава Магнитогорска обратил внимание на еще одну общую городскую проблему - строительство парковок для автомобилей.
В Магнитке решение этой проблемы часто бывает абсурдным. Владельцы автомобилей защищают стоянки своего транспорта дополнительными металлическим заборами. Такую же ограду устанавливают и некоторые жильцы первых этажей, чтобы отдалить себя от машин. Тех и других не смущает то обстоятельство, что они самовольно распоряжаются городской территорией, ущемляют права детей, соседей по дому. Поэтому с учетом общих интересов Евгений Тефтелев распорядился уже во время работ по благоустройству создавать для стоянок автомобилей внутриквартальные карманы. И такие положительные примеры уже есть.
Поездка градоначальника состоялась сразу же после приема у губернатора области, на котором шла речь о выполнении программы обновления Магнитки. Без контроля на месте в наше время не обойтись. К тому же, только так можно вне всякого графика встретиться с жителями, услышать их просьбы и замечания, как было и на этот раз. Но поездки - не единственное средство контроля. Выполнение программы добрых дел по инициативе "Единой России" и губернатора области Михаила Юревича глава города анализирует каждую неделю и оперативно вносит необходимые коррективы. Одновременно продолжается формирование программы благоустройства города на будущий год. Об окончательных цифрах говорить еще рано, но по предварительным расчетам объемы дорожного строительства, реконструкции и благоустройства Магнитогорска в 2012 году составят один миллиард рублей.