Каждый день на полигон поступает около 400 тонн отходов из Магнитогорска и районов юга области. В смену – 130 мусоровозов. Но на проходной очереди нет, потому что процесс автоматизирован и отработан.
Самое некомфортно пахнущее место – там, где мусор из машин разгружают для дальнейшей сортировки. На остальных этапах зловония не ощущается. На заводе отбирают больше полутора десятков фракций – вторичных материальных ресурсов. Первое, что с конвейера летит в накопители – полиэтиленовые пакеты и картон. Потом мусор попадает на барабанный грохот, где удаляются мелкие фракции. Остальное идёт в кабину основной сортировки, где отбирают ПЭТ-канистры, бутылки, тетрапак, банки. Руководитель полигона магнитогорского филиала АО «Ситиматик» Владимир Ткачук продемонстрировал Виталию Бахметьеву работу сортировочной линии, на которой вручную происходит разделение отходов на полиэтилен, стекло, металл.
Магнитогорский полигон, как и другие в стране – первопроходец в новой системе по обращению с ТКО. И в этой системе, где сбор и сортировка уже отлажены, есть слабое звено: мало кто занимается переработкой отходов. При этом полигоны, готовые отбирать гораздо больше фракций – по сути сто процентов всех отходов, зависят от рынка. Чем больше мусора предприниматели будут готовы забирать на вторичную переработку, тем меньше будет отправляться на «карту» – для складирования невостребованных отходов. Если реализовать негде – по сути, нет смысла отбирать. Встал завод по приёму стекла – на полигоне «зависли» двести тонн стекла. Так же с тетрапаком, которого накопилось уже 20 тонн, как, к слову, и текстиля. Четыре огромных контейнера с автомобильными покрышками ждут, когда единственный в городе приёмщик авторезины объявит очередную акцию по приёму этого ресурса. А ведь принимать шины полигон не должен, но что делать, если горожане выбрасывают их в контейнеры? Искать переработчиков сырья приходится по всей стране: заводов единицы, находятся они зачастую за тысячи километров. Везти на другой конец страны – нет средств, ведь это в тариф не заложено. Таким образом, закон обязывает извлекать определённый процент отходов, но свободный рынок не готов к их приёму.
Сам же мусоросортировочный завод работает как часы. Везде порядок, аккуратные стопочки спрессованного по категориям мусора. Отдельно – древесина, часть которой идёт на работу собственной котельной.
Внимание депутата привлекает и сама «карта», куда свозят «хвосты» – то, что не отобрали для дальнейшей переработки. Виталий Бахметьев отмечает, что это вовсе не похоже на старую свалку. На полигоне отходы трамбуют и пересыпают землёй. Это избавляет и от неприятного запаха, и от пожаров. Кроме того, не дают растаскивать мусор по окрестностям птицам – реализован проект биорепеллентации. Отгоняют прожорливых ворон и чаек пернатые хищники – одним своим присутствием они не дают птицам садиться на отходы. Хищники работают без выходных под опытным руководством своих напарников – инженеров-орнитологов, которые с птицами на руке ежедневно патрулируют территории полигона. В этот раз на смене Виктор Фирагин и его подопечная ястреб-тетеревятник Ася. Есть, конечно, и технические средства для отпугивания птиц – лазер, «пушки», но к ним пернатые быстро привыкают. А к хищнику не привыкнут никогда – это инстинкт.
Под складирование отходов отвели 55 гектаров. Сейчас используется первая часть – около 7 гектаров. Специалисты внимательно следят за её заполнением и уверяют, что ещё 5-6 лет здесь можно будет оставлять «хвосты». Потом – рекультивация и переход на другой участок. Естественно, скорость заполнения будет зависеть и от развития вторичной переработки: чем больше мусора будут забирать, тем меньше складировать на «карте».
Все автомобили, заезжающие на полигон, перед выездом с территории проходят «ванну» с лизолом – колёса дезинфицируют. Хотя стоит отметить, что на заводе достаточно чисто.
– Полигон по переработке отходов – это экологический проект, – отметил Виталий Бахметьев. – Дело хорошее, но это очень тяжёлый бизнес, тяжёлый труд. Когда мы выбрасывает мусор в контейнер, об этом не думаем. У переработчиков большая проблема – куда девать вторичные ресурсы. Этот вопрос возникал сразу, когда только принимали закон о переработке отходов. Отобрать, отсортировать, спрессовать – несложно, а куда деть, если пока в стране нет достаточных мощностей для переработки всех отходов? Мы только в начале пути. Главное – не останавливаться. Жители платят за сбор ТКО, но это малая часть – на компании по переработке мусора лежит ответственность по реализации вторички. Это очень сложно, потому что особой инициативы от бизнеса, желания заниматься переработкой сырья нет. Особенно сложно с реализацией резины, зелёного стекла, части металлолома, некоторых видов пластика. Это перспективный бизнес, думаю, предприниматели это поймут. Возможно, нужно подумать, какие ещё преференции нужны для предпринимателей, чтобы заинтересовать их заниматься переработкой отходов. Законодательно всё продумано. Если есть какие-то нюансы от специалистов, которые в этой сфере работают, готов выслушать и взять на карандаш. Наверное, какие-то законодательные пробелы есть, но их всё меньше.