Средства массовой информации, на которые, по словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, за последние два месяца появилась "потрясающая востребованность в обществе", могут получить поддержку от власти как одна из наиболее пострадавших отраслей от пандемии COVID-19.
Сразу после многочисленных майских праздников Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на своём заседании обсудил новый пакет мер поддержки СМИ и издательской отрасли. В нём приняли участие представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи России), Союза журналистов России (СЖР) и Торгово-промышленной палаты (ТПП). Председатель СЖР Владимир Соловьёв заявил о тяжелейшем кризисе СМИ. По его словам, журналисты, как и врачи, несут потери от коронавируса: за время пандемии в России умерли пять представителей средств массовой информации, ещё 200 - заразились. Согласно опросу, который провёл Союз журналистов, у почти 40 процентов региональных СМИ из-за пандемии сократились тиражи и эфиры. Треть редакций была вынуждена урезать зарплаты, около 20 процентов уменьшили штат. Доходы от рекламы сильно упали: 92 процента опрошенных объявили об уходе рекламодателей. При этом всего 14 процентов СМИ получили поддержку от региональных властей.
Глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн главной мерой, о которой комитет просит Правительство РФ в своём обращении, назвал включение теле- и радиовещателей, печатных изданий, рекламных кампаний и книжной индустрии в список наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса и их освобождение от уплаты налогов и сборов в 2020 году - по аналогии с предприятиями малого и среднего бизнеса.
"Правительством такого решения не принято. Если усилий одного комитета окажется недостаточно, возможно, нам нужно будет привлечь к этой работе Госдуму в целом",- цитирует Александра Хинштейна газета "Коммерсантъ".
Напомним, примерно месяц назад за помощью к власти субъектов Федерации обращались региональные структуры Союза журналистов. Так, правление южноуральского Союза журналистов опубликовало открытое письмо, адресованное губернатору Челябинской области Алексею Текслеру. В нём речь шла о том, что отрасль серьёзно пострадала из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса и падением цен на нефть. Оскудел основной источник дохода СМИ - реклама. В этих условиях средства массовой информации оказались на грани выживания. Падение рекламных доходов в южноуральских СМИ составляет 70 и более процентов по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года.
Теперь проблемы СМИ рассматривают на высшем федеральном уровне.
В частности, Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает ввести мораторий на рост цен на бумагу и полиграфические услуги и добавить СМИ в перечень непродовольственных товаров первой необходимости. Ранее газеты и журналы не попали в федеральный перечень, однако региональные власти многих областей добавляли их в свои перечни. Кроме того, предлагается ряд субсидий для поддержки СМИ, в том числе в адрес Российской телерадиовещательной сети с целью снижения цен на её услуги.
Александр Хинштейн также сказал, что Комитет Госдумы планирует просить правительство о распространении на СМИ "надзорных каникул" до конца 2020 года. В Роскомнадзоре уже говорили о приостановке планового наблюдения за СМИ и телерадиовещанием до конца июня по просьбе Минкомсвязи.
В пакет мер по поддержке СМИ планируется включить обнуление платежей за аренду муниципальной и государственной собственности и "банковские каникулы" с введением моратория на погашение процентов и основного долга до конца года. Будет обсуждаться возможная отмена для издателей экологического сбора - ежегодной выплаты производителей товаров, подлежащих переработке.
Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, как пишет РБК, высказал мнение, что в сложившихся условиях можно изучить вопрос о либерализации законодательства в отношении возрастной маркировки продукции, "чтобы оно носило сугубо рекомендательный характер и полностью находилось в руках владельца контента".
Выступивший на заседании Комитета Госдумы глава Союза предприятий печатной индустрии Руслан Новиков важной назвал идею либерализации рекламного рынка, которая помогла бы медиакомпаниям "привлекать средства собственными силами без обращения за дополнительной поддержкой к государству". "Можно ввести послабления для рецептурных препаратов, табака, алкоголя с ограниченным сроком действия, на два-три года с последующим возвращением ограничений по мере стабилизации ситуации в отрасли",- предложил Руслан Новиков. Однако глава комитета Александр Хинштейн либерализацию рекламного законодательства, в частности, разрешение рекламировать в СМИ алкоголь, назвал "дискуссионным вопросом".