- Доходы бюджета города уточнены и составляют 15 миллиардов 447,7 миллиона рублей, - рассказала заместитель главы города по экономике и финансам Александра Макарова. - По сравнению с утверждённым в ноябре планом произошло увеличение на 124 миллиона рублей.
Последние коррективы
План поступления налоговых и неналоговых доходов доведён до уровня 5,6 миллиона рублей с увеличением на 2,1 миллиона рублей. По ряду доходных источников перераспределены плановые показатели, исходя из ожидаемых доходов в 2019 году. Так, перераспределены плановые показатели по налогам на совокупных доход, в том числе по единому налогу на вменённый доход на 4,6 миллиона рублей с одновременным снижением настолько же плана по единому сельскохозяйственному налогу. По неналоговым доходам перераспределены следующие источники: на 7,5 миллиона рублей увеличен плановый показатель по доходам от продажи имущества, за счёт безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов доходы увеличены на 124 миллиона рублей.
Расходы городского бюджета уточнены и составляют 16 миллиардов 564 миллиона рублей. По сравнению с утверждённым ноябрьским планом увеличение - на 124 миллиона рублей. Дополнительно выделены областные средства в размере 220 миллионов рублей на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на оплату труда и расходы в детских садах, компенсацию затрат родителей детей-инвалидов за обучение на дому, ремонт кровли школ № 50 и 67, помещений школы № 54, ограждение школы № 7, на оснащение библиотек, содержание ребёнка в приёмной семье, компенсации расходов на коммунальные услуги, на ремонт дорог. Уменьшен план по областным средствам в сумме 96 миллионов на организацию отдыха детей в каникулы, выплату социальных субсидий, предоставление жилых помещений детям-сиротам - уменьшение под сумму фактически заключенных контрактов.
Утверждение бюджета
На ноябрьском заседании МГСД в первом чтении принят проект бюджета города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Проект был выложен в открытом доступе в СМИ и на сайте администрации города. Прошли публичные слушания. На декабрьском заседании проект утверждён постатейно, во втором окончательном чтении.
- Необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджета, - отметила заместитель главы города по экономике и финансам Александра Макарова. - Использовать все возможные механизмы, способствующие росту доходов и оптимизации расходов с целью полного обеспечения социальных обязательств перед жителями города.
Общий объём доходов в 2020 году прогнозируется в размере 14 миллиардов 591 миллион рублей. По отношению к первоначальному бюджету 2019 года - рост 14,4 процента.
Налоговые и неналоговые доходы - 4,9 миллиарда рублей, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов - 9,6 миллиарда. Общий объём доходов в плановом периоде в 2021 году прогнозируется в размере 14,1 миллиарда рублей: налоговые и неналоговые поступления - 4,9 миллиарда, из регионального и федерального бюджета - 9,2. Прогноз поступлений на 2022 год - 13,68 миллиарда рублей: собственные источники - 5,8 миллиарда, безвозмездные - 8,6 миллиарда рублей.
При планировании расходов города учтены основные направления налоговой и бюджетной политики на 2020-2022 годы. Расходы на ближайшую трёхлетку предусмотрены в следующих суммах. На 2020 год с приростом в 13,4 процента, или 1,8 миллиарда рублей, общая сумма расходов составила 15,3 миллиарда рублей. На 2021 год запланирован прирост 6,2 процента, или 835,3 миллиона рублей. На 2022 год прирост 3,7 процента, или 497,5 миллиона рублей.
По сравнению с первым чтением увеличение бюджета на 2020 год составило 178,9 миллиона рублей. Учитывая сохраняющуюся необходимость выполнения большого объёма обязательств, бюджет сформирован дефицитным. Разница между доходами и расходами в 2020 году составила 721 миллион рублей, которая будет покрыта за счёт остатков средств бюджета города, сложившихся на начало 2020 года, и средств кредитной организации. Дефицит бюджета в 2021 году составит 183,3 миллиона рублей, в 2022 году - 322,4 миллиона.
- Выявлены финансовые резервы, в том числе за счёт оптимизации расходов и чёткого определения первоочередных задач финансовой политики, - отметила Александра Макарова. - Таким образом, единственно верной стратегической политикой считается не рост доходов, а повышение их эффективности. В расходах бюджета полностью учтены заработная плата с повышением окладов работников бюджетной сферы и начисления на коммунальные услуги и налоги. Бюджет на предстоящий период программный. Предусмотрены расходы на реализацию 15 программ.
Социальная сфера и экономика
На социальные обязательства систем образования, социальной защиты, спорта и культуры запланировано 64 процента бюджета, или 9,8 миллиарда рублей. Больше всего приходится на образование - на 2020 год 5,8 миллиарда рублей. В 2018-2019 годах особое внимание уделено материальной базе школ и детских садов - ремонту, приобретению оборудования. Эта тенденция сохранится. Запланированы ресурсы на замену окон, капитальные ремонты, установка систем экстренного оповещения, обеспечение молоком детей начальной школы.
Устойчивый характер приобретает инициативное бюджетирование, когда жители выбирают инициативы, на которые будут расходоваться средства. В 2020 году будет реализован народный проект - доступная баскетбольная площадка на территории школы № 43. Бюджет проекта - 1,8 миллиона рублей.
На сферу культуры в 2020 году запланировано 630,3 миллиона руб-лей. Увеличен объём расходов на библиотечную систему, поддержку творческой деятельности детских театров, обеспечение комплексной безопасности учреждений.
Бюджетные вложения в учреждения физической культуры и спорта запланированы в размере 629,6 миллиона рублей. Увеличивается финансирование на содержание семи ДЮСШ, семи спортивных клубов, ремонт учреждений, проведение спортивных мероприятий.
Расходы на сферу социальной защиты населения составят 2,67 миллиарда рублей. Приоритетное направление - социальные выплаты. Увеличены ежемесячные размеры выплат труженикам тыла, содержание детей в опекунской и приёмной семьях.
- Второе направление расходов местного бюджета - экономика и инфраструктура, - напомнила Александра Макарова. - По управлению инженерного обеспечения, транспорта и связи первоначальный бюджет увеличен почти на 15 процентов на лизинговые платежи на приобретение трамваев, поддержку льготных категорий пассажиров - пенсионеров, учащихся, студентов, сезонные перевозки. На жилищно-коммунальные расходы увеличение произошло на 55 процентов, или 148,8 миллиона руб-лей, и составило 419 миллионов рублей. Из областного бюджета выделены средства в сумме 33,2 миллиона рублей на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Увеличены расходы на обеспечение жильём детей-сирот. За последние четыре года приобретено 378 квартир. На 2020 год на эти цели запланировано 92,4 миллиона рублей. В три с лишним раза увеличилось финансирование на социальные выплаты молодым семьям. Расходы на обеспечение наружного освещения городских улиц увеличены на 52 процента. Для снижения негативного влияния на окружающую среду, повышение эффективности очистных сооружений запланированы субсидии Водоканалу в размере 76,5 миллиона рублей. На реконструкцию бойлерных выделено десять миллионов рублей. На инфраструктуру города запланировано направить 3,2 миллиарда рублей. Актуальные направления - строительство школ и детских садов в новых районах, ремонт автомобильных дорог. Реализация всех поставленных задач будет исполняться в том числе в рамках региональных проектов.
Председатель городского Собрания Александр Морозов напомнил, что Магнитогорск участвует в проекте "Безопасные и качественные дороги", финансирование по которому на ближайшие три года по 150 миллионов рублей в год уже определено.
Проект бюджета получил положительное экспертное заключение контрольно-счётной палаты города. Руководитель структуры Вячеслав Корсаков традиционно отчитался перед депутатским корпусом о проделанной работе.
Всё по закону
За 2019 год контрольно-счётной палатой проведено 18 контрольных, 50 экспертно-аналитических мероприятий и 21 встречная проверка. Общая сумма штрафов по выявленным нарушениям составила 77,7 миллиона рублей. В предыдущем году сумма была почти в три раза больше - 220 миллионов рублей.
Депутаты бюджетной комиссии обратили внимание на значительное снижение нарушений в области закупок. Так, если в 2018 году нарушений законодательства о контрактной системе было выявлено на сумму более 1,4 миллиона рублей, то в 2019 году - чуть больше 300 тысяч.
- В целом намного качественнее стали вести работу с документацией и договорами, - отметил Вячеслав Корсаков. - Если в прошлом году нарушений в области управления муниципальным имуществом было обнаружено на сумму 114 миллионов рублей, то в этом году - 4,2 миллиона. Показатели неэффективного использования средств бюджета города, выявленные в процессе деятельности контрольно-счётной палаты, также снизились практически в два раза. В 2018 году сумма таких нарушений насчитывала 92,5 миллиона рублей, в 2019 году она составила 47,5 миллиона рублей. Сумма предотвращённых бюджетных потерь в 2019 году составила 6,7 миллиона рублей. По результатам проверок к административной ответственности привлечено четыре человека, к дисциплинарной - 85, к материальной - шесть. В право-охранительные органы передано 12 контрольных материалов.
Первого февраля 2020 года истекает срок полномочий председателя контрольно-счётной палаты города. Поскольку решение о назначении на эту должность принимает городское Собрание, на последнем в этом году заседании депутаты переизбрали Вячеслава Корсакова на эту должность. В ближайшие пять лет ему предстоит исполнять обязанности председателя КСП.
Разные, но важные
Депутаты утвердили порядок выявления, перемещения, хранения брошенных, разукомплектованных транспортных средств. В документе прописан механизм решения давней городской проблемы: "забытые" хозяевами на улицах города автомобили месяцами покрывались пылью, мешали уборке и движению, портили внешний вид улиц. До сих пор право убрать их с проезжей части имели только сами собственники, если правила стоянки на данном участке дороги не нарушены. Отныне у администрации города появились полномочия убрать и внешне вполне сохранные машины, и разукомплектованные, неспособные к самостоятельному передвижению. Для обозначения и тех, и других в документе вводится аббревиатура БРТС - брошенные, разукомплектованные транспортные средства.
Специальная комиссия обследует транспорт, составляет акт. Информация о брошенной машине размещается на сайте администрации города. Совместно с полицией устанавливается собственник. Хозяину даётся 30 дней, чтобы отремонтировать его или убрать с улицы. После повторного обследования автомобиль перемещается на стоянку, а находящееся в нём имущество описывается. За хранение машины на стоянке хозяину придётся заплатить. Если автомобиль "завис" на стоянке больше трёх месяцев, он по суду признаётся муниципальным.
Ещё одно решение депутатов касается проездных билетов. С 2015 года тариф на разовый проезд не менялся и сегодня сохраняется на уровне 20 рублей. Однако с 1 января естественные монополии поднимают стоимость своих услуг. В связи с этим вырастет цена электронного проездного билета. При этом ездить по нему будет всё равно выгоднее.
Утвердили народные избранники порядок организации и контроля за сохранность дорог местного значения. Не все магистрали предназначены для проезда большегрузов. Предполагается проводить проверки в случаях проезда таких машин под запрещающие знаки, фиксировать случаи вывоза на дорогу мусора и грязи со строительных или производственных площадок.
Об утверждении положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом на заседании МГСД рассказал председатель комиссии по муниципальной собственности Сергей Король. Кроме того, он разъяснил необходимость принятия двух новых разработанных нормативных правовых актов. Поскольку с 2010 года в положение о порядке управления имуществом вносилось немало изменений, для приведения в соответствие с законодательством возникла необходимость принять положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и положения о земельных отношениях. Система распоряжения муниципальным имуществом при этом не изменилась.