Ещё на этапе создания самого завода в 2003 году это был удачный проект импортозамещения, о котором сегодня, когда Россия оказалась под гнётом санкций, говорят на всех производственных и властных уровнях. Правда, тогдашний директор Виталий Бахметьев преследовал иные цели: сохранение коллектива на фоне растущей автоматизации производства.
– Новый завод прокатных валков совместно с существующим литейным цехом МРК должен был стать продолжением промышленного комплекса, одно звено которого помогало бы развиваться другому, – говорит Виталий Бахметьев, сегодня депутат Государственной Думы. – Было много противников этой идеи: зачем инвестировать большие средства в собственное производство, когда валки можно покупать на стороне – в Германии, Словении, Китае? Но руководство комбината приняло стратегически правильное и дальновидное решение, способствующее, в том числе, и диверсификации экономики Магнитогорска. Так в 2004 году началось строительство Магнитогорского завода прокатных валков.
Менее чем за десять лет работы предприятие стало важным звеном производственной цепочки Магнитогорского металлургического комбината. Запланированные изначально объёмы производства удвоились. Сегодня ЗАО «МЗПВ» выпускает уже 26 тысяч тонн литой и 17,5 тысячи тонн механически обработанной продукции в год, что в перерасчёте на деньги составляет около трёх миллиардов рублей. Две трети произведённых валков используется прокатными станами самого комбината и Группы компаний ПАО «ММК», что почти полностью закрывает потребности магнитогорской промплощадки, а ещё треть «уходит» на сторонний рынок.
В 2013 году разработана и утверждена инвестиционная программа стратегического развития МЗПВ, рассчитанная до 2022 года.
– Программа дорогостоящая, но очень эффективная с точки зрения сортамента продукции, – говорит начальник производства ЗАО «МЗПВ» Евгений Скрипкин. – На литейном участке уже пущена в работу термическая печь, которая позволит производить обработку валков, отливаемых на новой машине литья валков, недавно установленной на площадке МЗПВ. В эти дни на этом агрегате заканчивается процесс пуско-наладочных работ.
Новая машина будет выпускать валки диаметром до 1500 мм и длиной до трёх с половиной метров. Это позволит заводу, используя, в том числе, новые материалы, освоить номенклатурную линейку рабочих валков черновых групп клетей всех прокатных станов, имеющихся в России, – настоящий образец импортозамещения на практике.
– Можно сказать, мы опередили время. В 2017 году, когда приступили к организации производства данного вида валков, – продолжает Евгений Скрипкин. – Проект для нас был дорогой: суммарный объём инвестиций составил почти полтора миллиарда рублей, но вложения довольно быстро окупаются, особенно в условиях сегодняшних ограничительных мер. Учитывая, что ранее все подобные валки в Россию поставлялись из Украины и стран Евросоюза, валки нашего завода станут тем самым импортозамещающим продуктом.
Производственных мощностей новой машины центробежного литья валков вполне достаточно для потребностей всех российских прокатных станов, включая площадки промышленных гигантов – ММК, Новолипецкого меткомбината и Северстали, – две тысячи валков в год, которые МЗПВ гарантирует поставить потребителям уже в ближайшее время. Правда, есть и конкуренты – тот же Кушвинский завод прокатных валков, производящий примерно ту же номенклатурную линейку. Зато МЗПВ – монополист на рынке валков из заэвтектоидной стали – аналогов кованых валков, которые в нашей стране больше никто не делает, а значит, это ещё один уже действующий на практике пример импортозамещения в металлургии.
Стоит отметить, что термическая печь, в которой валки, отлитые новой машиной, подвергаются термообработке, изготовлена для МЗПВ одним из резидентов ООО «ММК-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК» ООО «МеталлЭнерго».
– Компания уже несколько лет изготавливает оборудование для ПАО «ММК», металлоконструкции для ЭСПЦ, других производств комбината и дочерних структур, – рассказывает начальник производства МЗПВ Евгений Скрипкин. – На нашем заводе это уже вторая печь компании. Причём оборудование европейского производства, магнитогорский только инжиниринг. И именно близость Индустриального парка и грамотная логистика благодаря единым с промплощадкой железнодорожным путям позволили «МеталлЭнерго» одержать победу над конкурентами в тендере.
Новая инвестиционная программа развития Магнитогорского завода прокатных валков, рассчитанная на 2023–2030 годы, продолжает акцент на импортозамещение и предполагает, в том числе, строительство промышленного комплекса, который позволит освоить производство новой продукции – опорных валков для станов горячей прокатки.
– Также будут изготавливаться валки для рельсо-балочных станов, в том числе для потребителей из Казахстана и других стран ближнего зарубежья, входящих в таможенный союз с Россией, – говорит Евгений Викторович. – Рассматриваем производство валков для станов «5000», таких в России всего три, включая ПАО «ММК», пока просчитываем выход на этот рынок к 2028–2029 годам.
За помощью в поиске инвестиций для проекта руководство МЗПВ обратилось к депутату Государственной Думы Виталию Бахметьеву не случайно: будучи главой города, Виталий Викторович сам озвучивал идею строительства нового завода прокатных валков. Почти пять лет идею эту считали не особо перспективной. Но настали другие времена.
– От желающих покупать валки, произведённые в Магнитке, отбоя не будет, поверьте, – говорит Виталий Викторович. – Для наращивания производственных мощностей нужно строить новый завод. Я всегда говорил: литьё нам нужно производить у себя, а не покупать на стороне. Прекрасная кафедра литейного производства МГТУ выпускает замечательных специалистов, а промплощадка в части фасонного литья и производства валков у нас сегодня передовая во всей России. Будучи депутатом Госдумы ещё прошлого созыва, с этой идеей ходил в Минпромторг, но понимания тогда не получил. Сейчас всё по-другому: рабочие места, диверсификация экономики, а главное – импортозамещение, да ещё помноженное на скачки валютных курсов, – всё это покажет колоссальную эффективность организации собственных производств. Причём максимально быстро.