Первые, кого встречаю у входа в зал, где пройдет церемония награждения национальной тиражной службы, - якутские коллеги.
Перед объективом телекамеры - якутянка неземной северной красоты в национальном наряде: кожа, мех, монисты, конский хвост. О чем говорит в микрофон на чужом гортанном языке - не знаю, но отчетливо различаю: "Москва-престиж-Якутия". Исполнительница этномузыки Альбина Дегтярева прибыла вместе с представителями северных СМИ. Позднее, на церемонии награждения, мы еще услышим ее необычное пение с имитацией голосов живой природы - подарок награжденным. Еще одним подарком стало присутствие именитых москвичей на церемонии: в награждении участвовали артисты, руководители крупных издательств, часть наград вручила гендиректор национальной тиражной службы Илона Соколова.
У нас тоже свои "Москва-престиж-Магнитка". Второй год подряд наша газета побеждает в номинации "Городская газета": наш среднегодовой тираж - 79252 экземпляра. Мы в приличной компании: в числе награжденных - "Коммерсантъ", "За рулем", "Вокруг света", "Комсомолка", "АиФ". Коллеги из Тулы - региональный лидер продаж - газета "Слобода" - увозят уже восьмую "Нику" - статуэтку с эмблемой национальной тиражной службы в поднятых руках. Но у побед цена трудная. Со сцены об этом говорили немного: не омрачали праздник. Но в приватном разговоре с журналистом "ММ" Илона Соколова перечисляла издания по всей стране, вытесненные в кризисный год из информационного пространства теми, у кого кредо "Все умрут, а я останусь". При этом, скажем, в "Российскую газету" государство вкладывает почти сорок процентов средств, выделенных на развитие российского медиапространства. Можно ли в таком случае говорить о равенстве возможностей на информационном поле?
Поневоле вспоминался напутственный разговор с нашим главным редактором Олегом Фроловым перед вылетом в столицу: "…И помни, что мы держим такой высокий тираж прежде всего благодаря финансовой поддержке ММК и читательскому доверию: даже в кризисный год не снизили объемов".
Тема партнерства с заказчиком - издателем, читателем, рекламодателем, стала главной. Северяне из якутского "Кыыма" сделали ставку на национальную составляющую, возродив газету с давней историей. Их земляк гендиректор издательско-полиграфического дома "Норд Пресс" Леонид Левин с советских времен, против всяких партийных запретов, привлекал в печать рекламу. Порассказать, как газета зарабатывала, как от безысходности сама стала строить типографию - детектив. А нынче у "Якутска вечернего" тираж свыше полсотни тысяч, хотя стоимость номера немалая - тридцать рублей. Тульская "Слобода" распространяет влияние на Саратов, Ярославль, Рязань, планирует утвердиться в Сибири. Главный редактор студенческой газеты "Молодежь Татарстана" Булат Сруров рассказывал, сколько всего было учтено, чтобы удержать издание на плаву - ориентация на татарский или русский язык на селе и в городе, возможности полноцветной и черно-белой печати, не обошлось в кризисный год и без пресловутой оптимизации штата. И пусть тираж у газеты относительно скромный - около пяти тысяч, но не случайна оговорка ведущего при награждении: вместо самой тиражной молодежной газеты ее назвали самой молодежной.
Будем считать это напутствием. Как и наше повторное награждение - пусть и оно будет не последним.
И еще один эпизод, который хотелось бы считать напутствием. Руководители самой тиражной из региональных деловых изданий газеты "Деловой Петербург" на награждении пересказали шутку, которая сейчас ходит в издании: мол, наконец-то появился настоящий конкурент - кризис. И если очередная "Ника" посетила "ММ" за работу в кризисный год, то позвольте считать это признанием не только высокого тиража, но и доверия - читателя, учредителя - ОАО "ММК", рекламодателей.
"ММ" готовится встретить свои 75 лет...