В среду утром на Центральном крытом рынке Магнитогорска появилась необычная группа посетителей, у которых в руках вместо авосек были ручки и блокноты, а на рукаве - повязки с логотипом партии "Единая Россия".
Так в городе стартовал проект "единороссов" "Народный контроль", направленный на защиту прав потребителей и стабилизацию розничных цен.
Недаром говорят: новое - хорошо забытое старое. Магнитогорцы, пожившие в сознательном возрасте в Советском Союзе, помнят о существовании комитета народного контроля. Был даже закон, регламентирующий его деятельность и определяющий широту полномочий. Работал комитет эффективно, обладал непререкаемым авторитетом, потому рано или поздно что-то подобное должно было возродиться уже в другой стране. Но на деле все не так просто, как на словах: в 90-х не было реальной силы, которая потянула бы лямку преемственности. Лишь в "нулевых" такая сила обозначилась и крепла год от года. Речь о "ЕР" - партии власти, которая сегодня обладает достаточным влиянием, чтобы реализовывать общественные проекты.
- Мы не вправе вмешиваться в ценообразование, не ставим такой цели, - рассказывает руководитель проекта "Народный контроль" в Магнитогорске Иван Коршунов. - Но показать горожанам уровень цен в разных торговых точках, поддержать предпринимателей, удерживающих ценовую планку, отстаивать права потребителей - это в наших силах. Стоимость любого продукта должна формироваться с учетом интересов производителя, продавца и потребителя. Угодить всем в полной мере не получится, но максимально сбалансировать ситуацию на рынке розничной торговли - задача осуществимая…
Решение о формировании команд "народного контроля" приняли сразу после новогодних каникул. Если в прошлом году актуальность проекта можно было оспаривать, то сейчас любой потребитель наверняка выскажется за его необходимость. Цены на продукты с начала года устремились вверх. Особенно "повезло" потребителям в январе, но и февраль ощутимой стабилизации не внес. По данным Росстата, продовольственная инфляция в стране за два месяца составила 3,2 процента. В качестве причин эксперты называют засуху, наводнение в Китае и рост цен на автомобильное топливо. Не исключается при этом наличие спекулятивного фактора.
Но вернемся к проекту. Под его знамена встали 37 человек, в большинстве своем председатели ТОСов. Есть весьма колоритные персонажи - среди "народников", например, настоящий казачий атаман.
- С такими контролерами лучше не спорить, - шутит Иван Коршунов. - А если серьезно, то костяк составляют люди в возрасте, обладающие активной жизненной позицией. Никто не работает по принуждению, все понимают, что занимаются общим и, главное, - нужным городу делом.
Нужное дело началось с Центрального рынка - тут и продавцов более чем достаточно, и ассортимент приличный. Задача контролеров: пообщаться с продавцами, узнать координаты владельца торговой точки и переписать цены на продукты питания первой необходимости. Спустя некоторое время от цифр голова идет кругом. Говядина - 230 рублей, свинина - 170, горбуша -140, картофель - 45, цыпленок - 100, яйцо - 36. Рядом для гурманов угорь копченый "всего-то" за три тысячи рублей и осетр холодного копчения за "пятак". Удивило, что заводское молоко торгуется по цене 31 рубль за литр, а предприниматели-селяне оценивают свой продукт на 70 копеек дороже.
"Народных контролеров" встречают приветливо, общения не чураются, держатся естественно. Но все-таки заметно, что к визиту готовились. Член команды "НК" Любовь Писарева и без партийных поручений регулярно захаживает на Центральный рынок, потому знает о минусах, которые в среду администрация рынка нивелировала то ли на время, то ли навсегда:
- Часто бываю здесь и заметила: ценники на продуктах отсутствуют и продавцы назначают стоимость, определяя платежеспособность покупателя на глаз. Сегодня с этим полный порядок. Но претензии есть к культуре торговли, соблюдению санитарных правил. Многие продукты продают без указания производителя, у одного из предпринимателей курица из Буранного - не в родной упаковке. Раньше продавцы мясной, рыбной и молочной продукции работали в головном уборе, здесь это - большая редкость.
Возвращаясь к ценам, стоит признать: на Центральном рынке им есть куда падать. Анализ того, насколько можно удешевить продукты, "Народный контроль" проведет после завершения первой волны рейдов. На следующей неделе контролеры пройдутся по ценам рынков и магазинов Правобережного и Орджоникидзевского районов. Опыт челябинских коллег показывает: рекомендации по снижению стоимости основных продуктов питания, исходящие от "ЕР", мимо ушей предприниматели не пропускают.
Торговые сети, например, вводят специальные ценники с минимальной наценкой, выпускают дисконтные карты для пенсионеров. Нечто подобное можно уже наблюдать и в Магнитогорске в рамках акции "Социальный хлеб", организованной фабрикой "Русский хлеб", администрацией города и БОФ "Металлург".
- Компании, готовые играть на понижение, только выигрывают от этого, - убежден Иван Коршунов. - "Единая Россия", городские власти, средства массовой информации и население такие начинания приветствуют и поддерживают. Социальная реклама предпринимателям обеспечена, а это репутационные плюсы и приток новых клиентов.
Еще одно ожидание от проекта - появление на розничном рынке Магнитогорска реальной конкуренции, когда в погоне за покупателем предприниматели будут строго отслеживать качество продуктов, их ассортимент и стоимость. Относительно последнего сегодня в большинстве случаев действует принцип: мы подняли цены, потому что все подняли цены. Такой подход далеко не всегда имеет экономическое обоснование. Но если цели "Народного контроля" будут достигнуты, то в выигрыше останутся все: производители, продавцы, покупатели.