ЦЕНТР прикладных социальных исследований Магнитогорского государственного университета вновь проделал работу, которой занимается каждые полгода в течение уже четырех лет.
Он "посчитал" мнения магнитогорцев и выяснил их отношение к местным средствам массовой информации.
Этот десятый, "юбилейный", подсчет интересен для всех СМИ еще и тем, что проводят его независимые социологи из МаГУ, а не сами газетчики или телевизионщики. Исследование выявило ставшую уже закономерной тенденцию: на рынке печатных СМИ по-прежнему лидируют "Магнитогорский металл" и "Магнитогорский рабочий", причем первый "обгоняет" коллегу на 12,5 процента (53,8 против 41,3 процента от числа ответивших). Замыкает призовую тройку "Диалог магнитогорцев" - его читают 20,8 процента горожан.
Если просмотреть всю четырехлетнюю статистику, то "Металл" был в лидерах бумажных СМИ все эти годы. Лишь однажды, ровно год назад, его рейтинг "пошатнулся" и позволил "Магнитогорскому рабочему" наступить на пятку коллеге: его отставание тогда составило всего лишь 0,2 процента. Борьба за читателя подстегнула коллективы обеих редакций, и сегодня "Металл" читают на 26,2 процента магнитогорцев больше, чем в сентябре прошлого года, а "Рабочий", соответственно, - на 13,9.
Лучшей газетой города "Магнитогорский металл" признали 36,6 процента читателей - ровнехонько, как и полгода назад, в мартовском статистическом исследовании, но на 18,7 процента больше прошлогоднего сентябрьского. Рейтинг "Магнитогорского рабочего" за полгода вырос на один процент и теперь составляет 18,9, но упал по сравнению с прошлым сентябрем на 1,7 процента. "Диалог магнитогорцев" считают лучшей газетой города 6,9 процента почитателей.
Удивила, правда, одна цифра. Оказывается, 7,3 процента горожан читают сегодня газету "Наша Магнитка", которая несколько лет как "сошла на нет". А вот поди ж ты, достают где-то… Или листают старые подшивки? Но это к слову. А что действительно огорчает, так это цифра 25,4 процента - столько магнитогорцев утверждают, что они вообще не читают городских газет. Радует только то, что эта немаленькая цифра несколько снизилась по сравнению с показателем полугодовой и годовой давности, а он составлял в марте 2008-го и в сентябре 2007-го 27,5 процента.
Жители Магнитки черпают информацию не только со страниц, которые "живут один день", но и с голубого экрана, новости с которого "живут" и того меньше - то время, что длится передача или мелькает программа. Щелкнуть кнопкой пульта не в пример легче, чем напрягать извилины, вгрызаясь в газетные полосы, поэтому смотрят телевизор не в пример больше горожан, чем читают газеты.
Среди электронных информаторов впереди телекомпания "ТВ-ИН". Ее передачи и новостные программы смотрят 68,6 процента горожан. На втором месте, как и полгода назад, телекомпания "ТНТ-Магнитогорск" (45 процентов), на третьем - ее вечный соперник Магнитогорское отделение телерадиокомпании "Южный Урал", более известное в народе как МГТРК (28,1 процента).
А еще год назад ситуация была немного другая: ТВ-ИН, как и все последние четыре года, ходил в лидерах, но МГТРК обгонял по "смотрибельности" юный ТНТ аж на 2,5 процента. Несколько огорчает тот факт, что телевизор за последние полгода наши земляки стали смотреть меньше: на 6,3, 8,3 и 2,1 процента каждый канал соответственно. В связи с этим немного снизились рейтинги и у телепередач. Но по-прежнему самыми популярными у магнитогорцев остаются "ТВ-ИН. Время местное" - его смотрят 46 процентов опрошенных, "ТВ-ИН. Магнитогорское "Времечко" - 41,1 и "Вести-Магнитогорск" МГТРК - 34,9 процента.
Покачнулись в сторону минуса по сравнению с цифрами полугодовой давности и рейтинги магнитогорских радиостанций. Неуклонно набирает обороты только "Love-радио" - 13,4 процента против мартовских 12,2, и по-прежнему в тройке лидеров "Радио DFM" - его слушают 16,1 процента магнитогорцев.
Так кто же те невидимые респонденты, чьи ответы на вопросы анкеты университетских исследователей определили отношение жителей города к местным СМИ? Их было 1200 человек: примерно равное количество из Ленинского (324 человека) и Правобережного (334) районов, большинство (542) - жители Орджоникидзевского. Пол, возраст и "социально-демографические характеристики" статистики тоже контролировали. Картина нарисовалась такая. Большинство респондентов, как и полгода назад, - женщины (56,7 процента). Возрастная категория - молодежь до 25 лет (21 процент) и люди третьего возраста старше шестидесяти (18,3 процента). Уровень образования - среднее специальное (39,2 процента) и высшее (29 процентов). Все пока, как и в марте. Но вот по роду занятий среди читателей, зрителей и слушателей СМИ по-прежнему лидируют пенсионеры (24,5 процента), но преобладающие в марте "работники сферы торговли и обслуживания" уступили место "рабочим промышленных предприятий" (13,8 процента).
Очередное исследование свидетельствует, что на городском рынке СМИ серьезная конкуренция. Газеты меняют дизайн, содержательную модель, телевизионщики создают новые программы. От этого только выигрывают читатели и телезрители.