МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ намерено сократить число учителей.
В смысле не «попросить» педагогов из школ, а урезать количество бюджетных мест в педагогических вузах. По мнению министра образования Андрея Фурсенко, дефицит учителей – устаревший миф. Еще десять лет назад в России было 22 миллиона учащихся, сегодня – всего пятнадцать. При этом подготовка учительских кадров идет в прежнем объеме и деньги государство тратит огромные. Таковы доводы министерства.
Несмотря на массовый переход вузов к университетским специальностям, МаГУ продолжает готовить учителей. Примерно на треть вуз заполнен будущими специалистами педагогического профиля, которые ежегодно выходят на рынок труда. В университете к ним отношение особое – качество и фундаментальность образования на педагогических факультетах служат примером для «новичков». По словам первого проректора МаГУ Владимира Семенова, у молодых учителей меньше всего проблем с трудоустройством – было бы желание работать в школе. Ежегодно университет получает заявку на специалистов от образовательных учреждений города и области. Первый проректор считает, что нехватку школьных кадров не заметит только слепой.
У начальника городского управления образования Ларисы Тихомировой своя статистика: в августе прошлого года школы недосчитались семидесяти с лишним педагогов. К сентябрю кадровый голод утолили лишь частично: желающих занять два десятка мест у школьной доски так и не нашлось. А вскоре учителя освободили еще пятнадцать вакансий для тех, кто хочет посвятить свою жизнь детям. Среди уставших от школы за пару месяцев – двенадцать молодых специалистов. Ушли, даже не соблазнившись губернаторской премией в размере десяти тысяч рублей…
– Это не миф, – не соглашается Лариса Тихомирова с Андреем Фурсенко, – когда историю у школьной доски читает учитель русского языка и литературы, а уроки физики дает математик. Такие примеры встречаются в окраинных школах, хотя мы предлагаем учителям перепрофилироваться на дефицитные специальности.
Ситуация, конечно, не критическая, как в памятные девяностые, но кадровый дефицит в школах ощутим. Особенно острая нехватка учителей труда, рисования, иностранного языка, химии, биологии, географии.
– Сейчас наш отдел организации, аттестации и нормативного обеспечения участвует в распределении выпускников. Город выдает техническому университету социальный заказ на подготовку учителей химии, биологии и географии, МаГУ – на остальные специальности педагогического профиля, – утверждает начальник управления образования. – Всегда имеются вакансии в дошкольных учреждениях, сегодня в детских садах ждут 64-х воспитателей. А еще нужны музыкальные руководители, психологи…
Огромная потребность города в дошкольных учреждениях известна. Уже несколько лет длится «передел» муниципальной собственности в пользу детей. В июне откроется садик по улице Фрунзе. Начнут работу четыре дополнительные группы в 147-м детсаду. Стало быть, город столкнется с еще большим дефицитом воспитателей. Откуда такая кадровая прореха, если в МаГУ работает факультет дошкольного образования да еще педагогический колледж трудится в том же направлении?
…В городском центре занятости населения каждого входящего приветливо встречает информационный киоск. Встав за пульт, можно быстро узнать, какие профессии востребованы на рынке труда. При этом электронная таблица предупреждает о размере заработной платы по каждой вакансии. Запрашиваю: «Воспитатель дошкольного учреждения». Автомат честно выдает: «Две тысячи рублей». Все ясно… По данным Министерства образования РФ, только 40 процентов выпускников педагогических вузов становятся учителями. И причина не в переизбытке кадров и дефиците вакантных мест. Несмотря на мощные бюджетные вложения в нацпроект «Образование», профессия педагога по-прежнему имеет низкий социальный статус, подкрепленный мизерной зарплатой.
С сентября прошлого года специалисты центра занятости трудоустроили около двухсот человек с дипломами о высшем образовании, но только пятьдесят из них – по профессии. Остальные согласились на переобучение, сменив педагогический диплом на корочку бухгалтера, администратора гостиничного бизнеса, визажиста. Специалисты центра занятости говорят, что труднее всего найти место учителям начальных классов. Картину портит скрытый дефицит педагогов. Как правило, педагоги младшего звена ведут не одну, а полторы или две ставки – вот и нет мест в школе. Сейчас на учете в центре занятости – более ста шестидесяти человек с высшим профессиональным образованием, из них 130 – с дипломами МаГУ. А на носу – уже следующий выпуск…
– Удручает, конечно, что выпускники не хотят работать в школе, – говорит Лариса Тихомирова. – Но сокращать подготовку кадров все равно нельзя. Арифметическими методами проблему не решить. Пусть единички с потока, но ведь приходят ребята в школу. А сократят – мы совсем перестанем их получать.
Параллельно контрмерам вроде сокращения бюджетных мест в вузе государство делает искренние попытки поощрить молодежь. Зарплата у молодого учителя сегодня пять–шесть тысяч рублей – при условии, что он работает на полторы ставки, ведет классное руководство и ежедневно проверяет кучу тетрадей за 15 рублей в час. Разве не соблазнительно? Странно.
Первый проректор МаГУ убежден: действуя планомерно, можно поднять учителя с колен. В сентябре вуз приступает к комплексной модернизации системы образования, рассчитанной на три года. В рамках программы планируется повысить зарплату учителя на 50 процентов – за счет изменения схемы финансирования, введения льготных режимов для молодых специалистов. После длительного финансового унижения три года для школ, согласитесь, – не срок.
Однако и сегодня в городе есть образовательные учреждения, куда с радостью отправится работать молодой и в меру амбициозный педагог. Только «любой» выпускник в лицей или гимназию вряд ли попадет. Престижные школы, зарабатывающие деньги на дополнительных образовательных услугах, вербуют студентов-отличников еще на студенческой скамье. Непроверенного здесь не примут.
А обычные школы остаются с кадрами пенсионного возраста и советской закалки, которые до сих пор великолепно работают с мелом у доски. И, кстати, обеспечивают стабильную работу школы, уберегают ее от потрясений, связанных с легкомысленным непостоянством молодых. Однако через пару-тройку лет кому-то же придется сменить старую гвардию…
Выходит, самое время начать подготовку «смены», но не всех подряд, а тех, кто действительно хочет и может работать в школе. Позиция министра образования Андрея Фурсенко, на первый взгляд жесткая и циничная, имеет здравое зерно: при сокращении мест в педагогических вузах возрастет конкурс, а значит, повысится «качество студента». А если параллельно еще и стимулировать молодых специалистов, есть шанс, что в школах, наконец, появятся не «лишние люди», а любящие свою профессию и любимые детьми.