О благоустройстве, планах развития города, проблемах транспорта, уборке дорог, кадровые вопросы в медицине и не только – темы, затронутые в разговоре, касались самых разных сторон жизни. Глава города отметил, что в последнее время от людей стало поступать больше вопросов и предложений, и не потому, что проблем много, а потому, что они видят: в городе многое меняется в лучшую сторону, есть результаты, а значит – можно доверять и желать большего. Сергей Николаевич заверил, что ни одно обращение, где бы оно ни прозвучало, не остаётся без внимания.
О новых школах в посёлках
В Магнитогорске немало жителей перебираются в посёлки. Тема не нова: как только образуется посёлок, сразу вопросы о школе и детских садах. На этапах строительства новостроек закладывали в планы возведение школ на большое количество детей. И сейчас строят в 147 микрорайоне. Но построить школу на 50 учащихся в посёлке и организовать в полном объёме процесс непросто.
– Тем не менее, со следующего года начнём проектировать школы в посёлках, составили график, – рассказал Сергей Бердников. – И за следующую пятилетку построить четыре школы и шесть детских садов. Это будут посёлки густонаселённые, где живёт много семей с детьми.
Примечание: по плану строительства объектов образования, в частности, планируется строительство детских садов в посёлках Звёздный, Западный-1, Счастливый – каждый на 230 мест, Грин Парк – 190 мест, школ – в посёлках Димитрова и Магнитный – 500 мест, Западный-1 – 825 мест.
О кадровом дефиците
За пять лет ситуация на рынке труда кардинально поменялась. Раньше негде было работать, нужно было создавать новые рабочие места. И в Магнитке появились новые производства, развивался малый и средний бизнес. Но есть другая тенденция: автоматизация приводит к тому, что высвобождаются рабочие места. Но тем ценнее те, кто работает на высокотехнологичных производствах – меняются условия и оплата труда. Есть и другое направление, которое развивается сегодня в стране, альтернативное – немало желающих работать через Интернет, развивать блогерство. Происходит некое перераспределение. Не каждый стремится в рабочую профессию на тяжёлый труд.
О мигрантах
В непростых условиях, там, где не хотят работать коренные жители, готовы трудиться приехавшие из ближнего зарубежья. Но при том, что в многонациональной Магнитке проживают люди разных национальностей, порой возникают конфликты, когда мигранты выказывают неуважение законам и жителям.
– У нас не так много мигрантов – 1,6 процента всех жителей (6728 человек), а показатель преступности среди этой категории – один процент. То есть они гораздо лучше себя ведут, чем местные граждане. Вопрос миграции сложный. Мы находимся в демографической яме. И те, кто приезжает, остаются у нас, потому что здесь комфортно. Численность населения исторически в Магнитогорске – от 400 до 500 тысяч человек, и мы не должны «сжаться». Поэтому пусть приезжают и работают на благо города. А обострять тему межнациональных отношений не стоит, потому что есть те, кому это сегодня выгодно. Магнитка, где живут люди 90 национальностей, рада всем, потому что умеет жить в согласии.
О дорогах в посёлках
Магнитка славится хорошими дорогами. И теперь пришла пора плотно заниматься именно частным сектором. Но невозможно сделать всё за один-два года: на всё нужны время и деньги. Первоначально пошли путём отсыпки посёлков фрезерованным асфальтом – три-пять лет они служат, но потом требуют замены.
– Со следующего года заложили в бюджет и прорабатываем технические аспекты, чтобы начать укладывать в частном секторе горячий асфальт. Конечно, нужно везде. Но начнёт там, где большой трафик, цель – дойти до каждого посёлка. Главы районов собирают информацию о востребованности, и программу реализовывают.
О ФАП в Молживе и кадрах в медицине
Вопрос филиала поликлиники в одном из крупных посёлках не нов. Работает он с перебоями, потому что не хватает врачей. Как и во всех других медицинских организациях, и не только нашего города.
– Принимают меры на федеральном и региональном уровнях, но нужно время. Ремонтируем основные фонды, приобретаем оборудование – создаём условия для работы, решаем жилищный вопрос. За последние годы совместно с областью выдали врачам около 250 квартир – и как служебное жильё, и в собственность. Острый дефицит есть по нескольким узким специальностям. Но вопрос с поликлиникой в Молживе постараемся решить.
Об общественном транспорте
Муниципальный транспорт возвращается в город, и это хорошо, потому что у горожан должен быть выбор – на чём ехать. Несмотря на удобство и оперативность, маршрутные такси малой вместимости вызывают немало нареканий, в том числе касательно графика движения. Напомнил градоначальник, что бывают претензии и к трамваям, но это, как правило, из-за аварий или оставленной на рельсах машины. Срывается график одного вагона, а следом и других – стоит вся ветка.
Принято совместное с губернатором решение пустить по основным магистралям электробусы. В августе в город вышли долгожданные большие автобусы, а в сентябре часть из них убрали с маршрута № 16 из-за обнаруженных дефектов, устранить которые поставщик отказался.
– Сами автобусы хорошие, речь о неисполнении гарантийных обязательств. Дважды компания-поставщик подвергнута штрафным санкциям. Автобусы на ходу. Подписан контракт на поставку ещё 13-ти машин, что позволит запустить ещё три маршрута – какие, будем решать сообща, жители сами подсказывают, где нужно. Электронные табло, установленные на трамвайных остановках, хорошо себя зарекомендовали, поэтому закупили ещё 50. В ближайшее время их установят.
От жителей поступил вопрос о 59-м маршруте, ранее ходившим в Молжив. Потребность закрывают другой транспорт – ходят четыре микроавтобуса. Специалисты оценивают загруженность, востребованность направления. Глава объяснил, что жители без транспорта не останутся: при целесообразности будет продлён маршрут № 19.
О новых остановках
Сергей Бердников не скрывал, что в курсе о недовольстве, которое высказывают по поводу ранее установленных «одностенных» остановках. Поэтому новые выбирали с учётом пожеланий горожан, даже какого цвета они будут, решали голосованием.
– Ну, раз люди считают, что нужно менять – будем менять. Нет проблем. Но сегодня уже согласовали, поэтому в дальнейшем, надеюсь, не будет претензий. Со следующего года новые остановочные комплексы начнём устанавливать в новых местах, менять старые, где это востребовано. Теперь главное, чтобы жители берегли, не мусорили и не обклеивали их объявлениями.
Об уборке снега
Раньше уборкой дорог занимался город, сейчас – сторонние компании. В 2022 году сменилась подрядная организация, занятая на уборке. И качество работ по сравнению с 2021 годом заметно снизилось из-за того, что у компании не было опыта работы на улично-дорожной сети. Администрация города по нормативам требует выполнения обязательств, вплоть до штрафных санкций. Если меры не подействуют, готовы пойти на расторжение контрактов.
При этом глава напомнил, что в последние годы поступают благодарности от жителей посёлков. В частном секторе убирает городская организация – ООО «МИС» – телефон 8 (3519) 20-80-77, а в городе – два частных подрядчика: ООО «Стройтех» отвечает за содержание дорог в Орджоникидзевском и Правобережном районах – телефон 8 (908) 821-32-75, ООО «Урал-сервис-групп» – в Ленинском – телефоны 8 (3519) 39-33-07, 8 (912) 302-18-30. Обратиться можно также в МКУ «УКС» по телефону 37-67-78.
О благоустройстве
Сразу несколько горожан обратились по поводу того, что их двор требует изменений: улицы Московская, 27, Нестерова, Аэродромная.
– Таких вопросов немало. Есть программа «Инициативное бюджетирование», по которой приводят в порядок дворы: ставят детские площадки, организуют парковки, тротуары. С каждым годом всё больше желающих принять участие в этой программе. Идём большими темпами, но, конечно, тоже сложно сделать всё и сразу. Но сформировать пожелания и выразить их должны сами жители.
Вспомнил Сергей Николаевич о знаковом проекте, реализованном в 2023 году – реконструкция парка Ветеранов. Кстати, статус парка утверждён на последнем заседании МГСД, до этого он считался сквером.
Об организации движения
Много лет идёт разговор о двухуровневой развязке на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Завенягина. Всё время что-то мешает – то пандемия, то другие сложности. Быть развязке или нет?
– Стоит надеяться. Если развязку не сделать, проблемы будут только усугубляться. Количество автомобилей растёт. Проект строительства развязки есть, он прошёл государственную экспертизу и вполне реализуем. Но на кону не один такой проект: аэропорт, медицинский центр.
Зашёл разговор и о дисциплине водителей, которой во многом способствует установка постов фото-, видеофиксации нарушений.
– Увы, но люди учатся только на собственном опыте и больше всего понимают наказание рублём – только так можно заставить изменить стиль вождения. В следующем году будет установлено ещё 11 камер, и уже 47 перекрёстков будут под контролем.
Подводя итог, глава города напомнил, что каждый месяц выходит в коллективы. И там есть возможность каждому высказать своё мнение, свои предложения, критику.
– Я работаю не для того, чтобы мне спасибо говорили. Хочется изменить как можно больше всего в лучшую сторону. Да, не всё сразу возможно и получается, но нужно стремиться и менять город так, чтобы в нём хотелось жить.