Утро началось с известия о загоревшейся "газели", выезжавшей с автостоянки на ул. Советской. Что это - случайное замыкание проводки, или умышленный поджог, - в течение трех дней на этот счет свое заключение дадут эксперты. Побеседовать с водителем сгоревшей машины не удалось - известно лишь, что эта "газель" принадлежит одному из легальных перевозчиков, который сегодня должен был начать работу на новом маршруте. То есть, "потеснить" там нелегального предпринимателя.
Однако спустя буквально пару часов загорелась еще одна "газель" - на разворотной площадке на ул. Коробова, около магазина "Елки-Палки". По словам водителя, неизвестные облили бензином и его самого, и салон машины. И подожгли. Водитель, к счастью, не пострадал, "газель" же отправится в металлолом. Это была так же машина легального перевозчика, который должен был начать работу на маршруте.
У нескольких легальных перевозчиков машины оказались заблокированы на стоянках - и смогли выйти на линию гораздо позже обычного времени. В нескольких машинах были разбиты стекла, водителей "подрезали", останавливали и угрожали физической расправой, если он не уйдет с маршрута.
И это - действия именно в отношении легальных перевозчиков, которые сегодня начали работать в городе по результатам конкурса.
В результате первого же дня наведения порядка подтвердил то, о чем говорили власти - и что старательно опровергали "порядочные, социально ответственные, честные предприниматели, которые работают на благо горожан": рынок маршрутных перевозок в городе последние годы едва ли не полностью контролировался криминальными группировками. И сегодняшнее наведение порядка в правах работы на маршруте - это лишь "цветочки" в сравнении с тем, что предстоит правоохранительным органам.
Кстати, наблюдались заранее объявленные случаи провокаций, когда "газель" перекрывала движение по трамвайным путям - и ее приходилось стаскивать оттуда тяжелой техникой. Впрочем, в итоге максимальное время остановки движения по таким случаям составило всего 8 минут.
Что же касается работы административных уполномоченных, то даже в первый, "разминочный" день, когда представители власти просто вышли на улицы показать свое присутствие на нескольких перекрестках города - не понадобилось и нескольких часов, чтобы оценить весь "арсенал" правовой изобретательности "нелегалов". Каждый шаг работников ГАИ, останавливавших нелегальные "газели", каждое слово и действие административных уполномоченных фиксировалось многочисленными "адвокатами" нелегальных перевозчиков. Дошло до смешного: во время "передислокации" одного из контрольных постов, за микроавтобусом администрации выстроилась колонна из шести(!) автомобилей - в основном в виде затонированных "наглухо" джипов. С весьма колоритными "адвокатами" внутри. Как потом улыбались уполномоченные, "мы сегодня прям как головная машина на новорусской свадьбе!". К слову, для защиты административных уполномоченных в места проведения проверок неоднократно выезжали отдельные бригады милиции - несмотря на постоянное присутствие на месте нарядов ГАИ.
Подъезжавшие к постам "хозяева" запрещали своим водителям заходить в автобусы уполномоченных для составления протоколов. Запрещали давать уполномоченным документы. Дошло до того, что несколько остановленных водителей, выйдя из машины, просто бросались бежать куда глаза глядят. Плюс, за день была собрана коллекция юридических "изысков", когда на нелегальную "газель" клеилась еще одна надпись - "Заказной" - и вся поездка представлялась не как работа на маршруте, а как разовый заказ на перевозку работников какого-то предприятия. Естественно, каждый подобный шаг имеет противодействие - но в первый день работы, фактически лишь репетируя реальные действия, юристы администрации города "собирали базу": как различные уловки будут использоваться нелегальными перевозчиками, чтобы избежать наказания.
Как отметил советник главы города Кирилл Маркевич, "началась та работа, необходимость которой назревала последние 8 лет. Точнее, не назревала, а наваливалась, как снежный ком - но пока не велась. Только одна цифра: за прошлый год рост числа ДТП с участием "газелей" составил почти 70%! В том числе, не обошлось без человеческих жертв. Администрация города еще месяц назад начала предупреждать горожан о том, что с 1 февраля начнется "перенастойка" системы маршрутных перевозок, которая в течение некоторого времени принесет массу неудобств всем участникам движение. Но это - необходимая цена и единственная возможность навести порядок в городе. Через этот путь пришлось пройти многим городам - но оно того стоило. Что же касается уровня жесткости работы - с одной стороны, можно было бы решить вопрос "революционно". Но в этом случае неудобства для горожан оказались бы на порядок выше. При этом принципиальная позиция главы города, Евгения Тефтелева, которую он озвучивал неоднократно и на которой и строится вся работа по наведению порядка в этой сфере - не перегнуть палку. Не "заиграться" ради процесса. Ведь объективно: надеяться решить назревавшую 8 лет проблему за три дня - глупо. А вот подойти к желаемому итогу в течение нескольких недель, но спокойными, планомерными, методичными действиями и без истерик - именно это и должно быть целью. Достижение которой должно обернуться минимально возможными неудобствами для горожан".