Областное руководство взяло курс на ликвидацию очередей в медицинские учреждения. После внезапного визита губернатора в онкологическую поликлинику, где Михаил Юревич резко раскритиковал условия приема, проверки покатились по всему региону. Чиновничий контроль - хорошо, а собственный взгляд - лучше, вот и отправимся в одну из поликлиник Магнитогорска...
Редакционное задание пришлось ко двору. Мартовское солнце, которое светит, но не греет, меня несколько расслабило, что вылилось в легкую простуду. Так что визит к доктору должен был стать чем-то из серии "совместить приятное с полезным". Не вышло. Умышленно не будем упоминать поликлинику, в которой проводили журналистский эксперимент. На сегодня это не так важно - схожая картина в большинстве медучреждений города.
Как театр начинается с вешалки, так поликлиника с регистратуры. И ни одна поликлиника не обходится без скопления людей у окошка регистратора. Здесь обязательно попросят полис, несколько минут потратят на поиск карточки и при благоприятном стечении обстоятельств выдадут талон на прием к специалисту. В одиннадцать часов большой очереди не наблюдается, но бывалые советуют прийти в клинику с раннего утра: вот тогда у регистратуры не протолкнуться.
Первая неприятная неожиданность - на прием к участковому терапевту нужен талон. Не далее как в январе мне в аналогичной ситуации просто дали карточку и обозначили номер кабинета. Но порядки поменялись. В итоге получаю на руки бланк, где указана необходимость явиться к врачу в 16.30. Неприятная новость, учитывая, что на часах половина двенадцатого. Получается, нездоровому человеку, прежде чем попасть на прием, нужно приехать в поликлинику, отстоять очередь в регистратуру, получить талон и снова ехать домой, чтобы через несколько часов повторить маршрут.
Как поясняет руководство учреждения, такая практика прописана в административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Прием заявок на прием к врачу". На талоны к терапевтам еще недавно закрывали глаза, однако проверяющие высказывали недовольства очередями, которые скапливались в коридорах клиники.
Пройдясь по этажам и пообщавшись с пациентами, можно сделать вывод: большого толку от внедрения талонной системы пока не наблюдается. Ближе к полудню в общей очереди к терапевту находятся горожане, которым назначено и на десять утра, и на три часа дня, и те, у кого вовсе нет талона.
- Смысл было городить бюрократию, если каждые полчаса появляется экстренный пациент, которого нужно осмотреть вне очереди, - негодует Полина Яцкая, более двух часов просидевшая под дверью врачебного кабинета. - Сначала карточку найти не могли, теперь непонятно, когда на прием попаду.
Еще одну историю, которая свидетельствует о неэффективности существующей системы, рассказала знакомая девушка, у которой пару недель назад случилось сотрясение мозга. Рано утром Марина пришла в родную поликлинику, чтобы попасть на прием к травматологу. В регистратуре ей выдали талон, но пробиться к специалисту не вышло даже после трех часов ожидания. Поймать врача удалось только в коридоре, где он, взглядом оценив состояние пациентки, посчитал ее вполне здоровой, но на всякий случай посоветовал обратиться к неврологу.
Так заведено, что к этому специалисту можно попасть по направлению, которое выдает терапевт, а для визита к последнему нужен новый талон. В полдень Марина заветный листочек получила, но время, указанное в нем, не порадовало - 15.00. В регистратуре пациентке сразу сказали: невролог принимает до четырех дня, так что вы сегодня к нему все равно не успеете.
Что делать девушке, когда мутит и раскалывается голова, а к врачам не пробиться? Она решает зайти с тыла и направляется в приемный покой.
- Живу в двух шагах от больницы, и потому сразу сказала, что мне проще прийти ногами, чем вызывать неотложку, - рассказывает Марина. - Но в приемном покое не приняли, порекомендовав вернуться домой и, как положено правилами, вызвать скорую по телефону. Тогда решила все-таки попасть к терапевту…
Несмотря на то, что талон был выписан на три часа дня, в кабинет врача Марина вошла в пять вечера. Специалист после непродолжительного осмотра сразу увидел очевидное: у девушки серьезная проблема, и направил ее в приемный покой. Там сделали рентгеновский снимок, настояв на срочной госпитализации. Однако свободных койко-мест в больнице не оказалось.
Следующий день со всеми ожиданиями-мытарствами Марина снова провела в поликлинике и пробилась к неврологу только к пяти вечера. Тот снова прописал девушке госпитализацию, но в больнице опять дали отказ. В итоге, отчаявшись найти врачебную помощь, девушка занялась самолечением на дому.
Усомниться в подлинности истории Марины было бы можно, не наблюдай я своими глазами еще одну сцену в поликлинике, вызывающую как минимум негодование. Раиса Якушева, 1935 года рождения, находясь на лечении в дневном стационаре, пыталась получить талон на прием к специалисту узкого профиля. Однако в регистратуре сказали: "Талоны к этому врачу выдаем исключительно по понедельникам в половине восьмого утра".
- Объяснила, что у меня проблемы с позвоночником, что мне очень сложно ходить, и просила дать талон, войти в положение, - жалуется Раиса Якушева. - Но со мной даже не захотели разговаривать. И такое отношение в регистратуре встречаю постоянно, могут вообще нагрубить…
При этом скромная пенсионерка дает высокую оценку врачам поликлиники. А своего невропатолога Наталью Савельеву очень просила отдельно поблагодарить со страниц газеты за заботу, понимание и профессионализм.
В этой благодарности - вся суть проблемы. Никто не сомневается: работающие в поликлиниках врачи в большинстве высококлассные специалисты. И не их вина в том, что творится в коридорах. Это скорее недоработки административного блока, на что указывает в своем блоге и губернатор области. Михаил Юревич полагает, что главная причина очередей кроется в неумении организовать прием пациентов:
- Существуют отработанные методики электронной записи, по телефону и так далее. Каждый пациент должен знать, к какому времени ему назначено, и быть уверенным, что в назначенное время врач его примет. Если врач выбился из графика, пациента об этом должны предупредить по телефону или другим образом и предложить ему другое время…
С этим невозможно не согласиться. Очевидно, что если пациент приходит в поликлинику утром, но получает талон на прием к врачу, допустим, на 13.00, то он скорее будет ждать своего часа в медицинском учреждении, чем вернется домой либо на работу. И это только способствует укрупнению очередей. А вот если запись вести удаленно, посредством телефона и Интернета, каждый будет знать, куда, к кому и во сколько. Параллельно с этим неплохо бы выделить отдельного специалиста для приема экстренных пациентов. Но здесь возникают определенные трудности.
- Главная наша проблема - недостаточная обеспеченность кадрами, - сетует начальник управления здравоохранения администрации Магнитогорска Елена Симонова. - Сегодня штат медицинских учреждений города укомплектован не более чем на 55 процентов. И эта беда всей области и большинства регионов страны, возникшая после отменены практики распределения выпускников учебных заведений…
Получается, что одна проблема становится следствием другой, и без решения кадровых вопросов кардинально исправить ситуацию с очередями - не удастся. Елена Симонова не скрывает:
- Мы, разумеется, только за ликвидацию очередей, но реалии таковы, что сделать это ни за месяц, ни за год невозможно. Однако определенные сдвиги есть…
Под сдвигами чиновник подразумевает активные шаги, предпринимаемые по подготовке программы закрепления кадров. Проект, инициированный коллегией минздрава области, обещает стать реальным инструментом по обеспечению медицинских учреждений специалистами. Программа, по предварительным сведениям, будет иметь серьезную финансовую подпитку, потому подразумевает обеспечение интернов жильем и повышение зарплат медицинских работников за счет специальных надбавок.
- Мы возлагаем на этот проект серьезные надежды, - делится ожиданиями Елена Симонова. - Укрепление новыми кадрами повысит доступность медицины, но это отдаленная перспектива. А сейчас напряжение с очередями должна смягчить электронная запись на прием к специалистам.
Изначально планировалось, что записываться к врачу по телефону и посредством специального сайта в Интернете магнитогорцы смогут начиная с 1 апреля 2011 года. Но эта дата несколько откладывается. Впрочем, может, оно и к лучшему, учитывая то, чем обычно оборачивается спешка в таких делах: неразберихой, недопониманием, отторжением, а порой и откровенным хамством.