Ключевой момент - упорядочение деятельности маршрутных такси: новые принципы должны кардинально поменять этот рынок, приведя его в адекватное времени и управляемое состояние.
- То, к чему Магнитка пришла сегодня с маршрутками - это просто беспредел. Цена его уже не просто дорожным хаосом, а человеческими жизнями измеряется. При этом не только и не столько в недисциплинированности "маршрутчиков" корень проблемы, а в неправильном построении системы перевозок. Существующей системой этот бизнес фактически провоцируется на полную анархию и все известные последствия, в том числе трагические, - отметил Евгений Тефтелев.
Новая система работы будет по максимуму исключать возможности перевозок на незаконных маршрутах. За счет введения электронных идентификаторов автомобилей в считанные секунды можно будет проверить легальность перевозчика. Подделать электронную карту будет невозможно, так как принцип ее работы строится аналогично банковским системам. Перевозчики, не имеющие идентификатор, будут оштрафованы. Причем по новым правилам сумма штрафа для юридических лиц может достигать 1 млн. рублей, для предпринимателей - 50 тысяч рублей. Важно, что теперь штрафовать можно по несколько раз в день - за каждый случай незаконной перевозки. Получить же новые удостоверения на право перевозки можно будет в течение двух месяцев.
Подготовительный этап реализации новой маршрутной политики начнется в декабре. Наглядные мероприятия горожане увидят уже с 1 февраля 2011 года. На основных улицах Магнитогорска будет организована активная "силовая борьба" по расчистке рынка от нелегальных перевозчиков - что становится особенно актуальным при платном предоставлении права перевозок добросовестным перевозчикам. Горожанам следует быть готовым к колоннам припаркованных газелей, которые будут исключаться из общей маршрутной сетки. В результате в городе должны остаться только легальные перевозчики.
Еще одно немаловажное введение - платное предоставление права работы на маршруте, которое будет даваться на 5 лет в ходе торгов - и только одному перевозчику на данном маршруте. Сейчас, помимо многочисленных маршрутов-дублеров, на одном маршруте работают несколько перевозчиков, ежедневно создавая аварийные ситуации в погоне за клиентом. Плата за право работы на маршруте станет для маршрутчиков дополнительным аргументом, чтобы максимально удовлетворить потребности горожан в перевозках и заработать деньги. Кроме того, наивно предполагать, что сейчас перевозчики работают на маршрутах безвозмездно - это огромный теневой оборот, который должен вместо чьих-то карманов прийти в бюджет города. Речь может идти о сумме порядка 100 млн рублей.
Одной из основных задач маршрутной политики стала корректировка "раздутой" городской маршрутной сети. Не секрет - последние годы новые маршруты плодились с завидной регулярностью. В результате, например, на одном из центральных отрезков Карла Маркса проходит сразу 20 маршрутов. Говорить о каком-либо порядке здесь сложно даже после изгнания нелегальных перевозчиков и ограничения числа машин официальных бизнесменов. Решение очевидно: ликвидировать лишние, дублирующие друг друга маршруты, которые подчас придумывались под конкретных "заказчиков". Какие маршруты будут "срезаны" и в каком количестве - здесь Евгений Тефтелев решил не принимать окончательного решения вплоть до заседания депутатской комиссии, на которой будет рассматриваться этот вопрос. По его поручению в он-лайн информационных ресурсах в ближайшие пару дней будет организовано публичное обсуждение различных вариантов изменения маршрутной сети. Так что ко времени рассмотрения этого вопроса депутатским корпусом итоги своеобразных "публичных слушаний" станут известны. Цель здесь одна: упорядочить маршруты так, чтобы доставить минимум неудобств горожанам.
Последний новый момент - в том, что новые правила маршрутных перевозок в Магнитогорске предельно и беспрецедентно детализируются. Позиция Евгения Тефтелева такова, что у чиновников не должно остаться абсолютно никаких возможностей для маневра и лоббирования чьих-либо интересов. Причем, учитывая криминальность рынка маршрутных перевозок, чиновники сами вяжут себя "по рукам и ногам" не случайно: такая ограниченность действий призвана стать защитой от возможного давления со стороны "нелегалов" на конкретных людей.