Подтолкнул к тому инцидент, произошедший со мной на днях. Пишу в газету первый раз, поэтому прошу всех, кто прочтет эту статью, не судить автора строго за стиль, а сосредоточиться на сути написанного.
Сразу хочу оговориться, что, вообще-то, мне лично многое нравится в работе нашего трамвая и хотел бы поблагодарить всех людей, чей нелегкий труд обеспечивает перевозки значительной части наших горожан.
Плюсов у трамвая много. Это и приемлемая стоимость проезда со всевозможными льготами для определенных категорий населения, и неплохо отлаженное движение по расписанию, что позволяет рассчитывать свое время, например, при следовании на работу. Конечно, следует особо подчеркнуть безопасность этого вида транспорта по сравнению со всеми другими. Наконец, в условиях автомобильного коллапса в городе трамваю меньше свойственна такая прелесть, как томление в "пробках". Согласитесь сограждане, что даже в авто с кондиционером и прочими удобствами, передвигаясь знойным летним днем со скоростью черепахи в плотном потоке машин, крайне огорчительно наблюдать, как слева по рельсам тебя довольно резво обгоняет трамвай, везущий граждан, не обремененных личными автомобилями. Так что трамвай во многом определяет лицо Магнитогорска и вызывает определенную гордость за то, что далеко не во всех крупных городах страны есть такое транспортное удобство.
Теперь о том, что не нравится, и о том, что хотелось бы улучшить. Прекрасно представляя, что трамвай по сути своей транспорт убыточный и, видимо, в значительной степени существует на дотации из городского бюджета, все же хотелось бы, чтобы "лицо" трамвая соответствовало тем амбициям, с которыми связаны многие начинания наших градоначальников. Чтобы у этого лица были чистые глаза и приветливая улыбка, которые запомнятся гостям нашего города, и не будут потом вызывать у них ассоциацию с транспортом для бедных.
"Чистые глаза" - это окна в трамвае. Вспомните, когда в последний раз вы ездили в трамвае с чистыми стеклами? Я понимаю, это затраты, и, наверное, немалые, но так хочется смотреть на улицы и людей родного города не через мутные разводы трамвайных окон, а через прозрачные стекла.
"Приветливая улыбка" - это, конечно, отношение к нам тех, кто ведет трамвай, и тех кто сопровождает нас в поездке. Здесь для улучшения ситуации особых материальных затрат не требуется - поощрить добросовестных работников можно из тех же средств, которые можно изъять из зарплаты нерадивых.
Вот один частный случай. 7 мая нам с женой нужно было доехать до вокзала. Около 12-40 на остановку "Энгельса" подошел вагон 24 маршрута (бортовой номер 3127), в который мы и сели. К нам оперативно подошла кондуктор, мы оплатили проезд - я предъявил проездной, жена отдала десятку. На остановке "Гостиный двор" кондуктор сообщила вошедшим, что движение до 14 часов закрыто (где?) и едем по Московской. Ну, не совсем вокзал, но ладно, в принципе нас устраивает.
На следующей остановке Завенягина водитель объявляет, что едем по Южному. То есть, как бы и не вокзал, да еще плюс два перехода. Решаем выйти. Подхожу к кондуктору, объясняю, что поскольку нас ввели в заблуждение, мы хотим выйти и прошу вернуть деньги за билет. Десять рублей - деньги небольшие, но дело принципа. Тётя ни в какую не хочет отдавать деньги, так как мы "уже проехали две остановки". То, что мы проехали их уверенными в том, что едем по маршруту, и то, что беря с нас деньги, никто не позаботился нас предупредить об изменении маршрута, ее не убеждает.
Пытаюсь еще раз все ей растолковать, но все без толку, в качестве убойного аргумента тётя предлагает лучше дать ей "в морду", но деньги она не вернет.
Поскольку предложение кондуктора не вызывает энтузиазма (ну не воспитан я "давать в морду" женщинам), решаем смириться и катим дальше по необычному маршруту, попутно слушая, как кондуктор рассказывает пассажирам впереди салона о том, какие наглые бывают пассажиры.
Представиться кондуктор отказалась, поэтому и пришлось переписать номера вагона и билета, на случай, если написанное прочитают руководители этой трамвайной "бригады".
Потому, как и водитель, насколько я припоминаю правила пользования общественным транспортом в Магнитогорске (они раньше были вывешены на перегородке за местом водителя, а сейчас я их что-то не вижу в наших трамваях), при изменении маршрута обязан на каждой остановке оповещать об этом.
Кстати на следующий день, как специально, опять пришлось ехать в том же направлении. Подошел двухвагонный трамвай того же 24 маршрута. На лобовом стекле табличка, на ней написано - "по Южному, по Московской", водитель на каждой остановке подробно все объясняет - красота, никаких вопросов!
Раз уж зашла речь о возврате денег, хотелось бы выяснить порядок действий в следующей ситуации. Итак, зима этого года, на остановке ДОК народ садится в трамвай, следующий по Южному переходу в сторону новых кварталов. Останавливаемся, не доезжая кругового перекрестка на Профсоюзная. Стоим, народ потихоньку начинает волноваться и задавать глупые вопросы кондуктору - мол, что случилось и когда поедем. Через некоторое время все двери открываются и водитель сообщает, что впереди сошел с рельсов вагон, и никто больше никуда не поедет. Люди обращаются к кондуктору, требуя возврата денег.
Та, естественно, отбивается, мотивируя, что она не виновата в ситуации, да и вообще уже все "много проехали". Оно, конечно, с одной стороны так, а с другой стороны, пассажир, заплатив деньги за билет, вроде рассчитывал доехать до пункта назначения, и почему его должны интересовать подобные объяснения? Ну и что там по этому поводу говорит наш закон?
Еще такая "мелочь", которая косвенно показывает, как мы относимся сами к себе. Правда, боюсь, объяснение здесь не в злом умысле, а в банальной неграмотности. Речь о сообщениях водителей на остановках. Будучи в метро обеих наших столиц, слышал примерно следующее: "Станция Академическая, следующая станция Профсоюзная", и только после того, как люди вошли в вагоны, - "Осторожно, двери закрываются!".
А теперь почувствуйте разницу, пример объявления в нашем трамвае: "Остановка Профсоюзная", и после того, как люди вошли в вагон, - "Осторожно, двери закрываются, следующая остановка "Магнитная". В случае, когда трамвай следует по участку, где он не может повернуть на стрелке, это вполне допустимо. А если такое объявление на остановке, после которой трамвай может следовать в разных направлениях? Значит, возможен вариант, что на следующую нужную мне остановку Кирова я попаду не быстро и не на том трамвае, в который с этой целью сел.
В общем, как любят говорить в нашей стране, при благоприятной в целом ситуации с городским трамваем, имеют место отдельные недостатки, над которыми, естественно, работают. Чтобы результат этой работы достигался быстрее, следовало бы предложить руководителям трамвайного управления один день в неделю пересаживаться из своих машин в трамваи, находящиеся в их ведении. И экономия бензина у служебных авто образуется, и свежие впечатления не понаслышке. Да и связь с народом, ради которого и ходят по нашему городу трамваи.