ЕГЭ неожиданно приобрел политическую окраску. На недавней встрече президента с лидерами думских партий экзамен просили отменить коммунисты и "Справедливая Россия".
В поддержку ЕГЭ высказались ЛДПР и "Единая Россия". Дмитрий Медведев же решил, что единый государственный экзамен надо оставить. На эксперимент по совмещению выпускных и вступительных экзаменов потрачено более восьми миллиардов бюджетных рублей. Учителя, ученики и их родители о ЕГЭ уже не спорят, а принимают как данность.
Медведев поддержал идею создать комиссию, которая проанализирует все плюсы и минусы единого. Насторожили президента "совершено фантастические результаты" в некоторых регионах. "Все мы понимаем, это не случайно, это результат какой-то спланированной работы, и это минус", - заметил он.
Не дожидаясь решения комиссии, мы поискали плюсы и минусы ЕГЭ.
Не наш метод
ЕГЭ разрушает вековые традиции образования - так считает председатель совета директоров школ России Яков Турбовский. Солидарны с ним не только люди от науки. В Магнитку не так давно приезжал журналист и писатель Владимир Соловьев и наряду с острыми политическими вопросами говорил и про ЕГЭ:
- Что министр Фурсенко сделал с нашим образованием? - спросил он зал. - Не надо никакого ЕГЭ - надо, чтобы учились думать. Я разговаривал с замминистра образования Финляндии. Там лучшее в мире образование, высокие зарплаты у учителей, классы небольшие, дети занимаются меньше часов в год, чем в других странах. Оказалось, с 1956 года они ввели нашу систему образования и ничего не меняют.
- Моя главная претензия к ЕГЭ - это однотипные и шаблонные задания, - говорит учитель истории и обществознания магнитогорской школы № 42 Константин Рыжков. - Можно ребенка "натаскать", а творческое мышление не понадобится. Считаю, билетная система более глобально охватывала предмет и способствовала раскрытию способностей. Но есть у ЕГЭ и хорошие стороны. Во-первых, мы приблизились к мировым стандартам. Во-вторых, дети уже знают, чего хотят, и не распыляются, а целый год готовятся к нужному предмету - пусть даже в ущерб другому.
Троечники стали инвалидами
ЕГЭ создавали как заслон от коррупции. Но в результате его обвиняют в коррумпированности. Мол, и результаты экзамена подделывают, и олимпиадное движение стало каким-то сомнительным. И новая напасть. "Часть справок об инвалидности, с которыми в этом году поступали в вуз, не связана с реальным состоянием здоровья ребят", - признал министр Андрей Фурсенко. Но от этого не легче тем, кто поступал в вуз с хорошими баллами, но из-за льготников (а их 137 категорий!) не прошел.
"Я вся под впечатлением новостей о ЕГЭ, - пишет в "ММ" мать выпускника Елена Юрьева. - Что же стало с нашей молодежью? Так много "хворых" детей. На кого нам опереться в старости? А может, все не так уж и страшно?
Еще в начале года все были живы-здоровы: ходили в школу, даже, бывало, прогуливали, курили, танцевали в ночных клубах. А перед выпускными экзаменами подорвали свое здоровье. И вот родители побежали в больницы-поликлиники выбивать своим чадам справки. А как же: ведь надо вместе с аттестатом и результатами ЕГЭ еще и справку не забыть отнести в приемную комиссию. Кому же охота на общих основаниях поступать в вуз? Зачем трудиться все 11 лет, чтобы набрать наибольший балл по ЕГЭ? Намного легче просто быть "инвалидом".
И почему дети с золотыми и серебряными медалями не имеют преимуществ при поступлении? Дети старались, стремились к лучшему, думали, будет возможность поступить "на бюджет". У многих неполные семьи, а учебу на коммерческой основе одна мать не потянет. Тем более многие в этом году лишились работы, а на пособие по безработице далеко не уедешь.
Получается, школьники с хорошими знаниями, но без льгот и денег не смогут продолжить учебу? Какие же специалисты выйдут из сети вузов через пять лет, если сегодня туда прошли абитуриенты со средними знаниями и "слабым" здоровьем. А медалистам придется идти в училища на свободные места. Да и там все приличные места давно заняты. И через год золотая медалистка будет делать ремонт у своего бывшего одноклассника - "инвалида" или более обеспеченного студента-платника.
Опомнитесь, не надо отбивать у детей тягу к знаниям. Надо что-то пересмотреть в правилах о приеме в вуз. Хотела бы услышать тех, кто согласен или не согласен со мной. Подискутируем?"
Шанс для всех
-У нас меньше стало учеников, - рассказывает директор вечерней школы № 1 Татьяна Чебанюк. - Теперь мы сдаем единый госэкзамен, как и в дневных школах. Процентов двадцать учеников испугались ЕГЭ и решили забрать документы. Мы и сами побаивались за результаты ЕГЭ - ведь наши ребята не имеют возможности нанять репетиторов, да и некогда им: утром они работают, а вечером учатся. Они в ущемленном положении относительно обычных школяров. Но те, кто остались, справились с ЕГЭ успешно. А некоторые по своим результатам прошли в вузы. Они не учились по восемь-десять лет, семейные, у некоторых два-три ребенка. И это здорово, что люди без дополнительного стресса могут поступить в вуз и продолжить образование.
- Совершено не согласна с руководителем компартии, - говорит директор школы № 67 Елена Буряк. - Он сказал что ЕГЭ - это коррупция, которая дошла до каждой семьи. Чушь несусветная! ЕГЭ оценивает независимая комиссия, и наши "калмыковские" дети из спального района поступают в Москву. Без ЕГЭ у них не было бы шансов. ЕГЭ вывел на чистую воду дутых "металлистов". Если наш тихий троечник набирает на пять баллов больше, чем круглый отличник из другой школы - то понятно, кто есть кто. Не секрет, что учителя договариваются: давай ему четверки ставить не будем. Но на ЕГЭ все знания как на ладони. Конечно, очень много сил уходит на подготовку. Есть люди, которые берут за репетиторство немалые деньги. Но школьные учителя, если они сильные, совершенно бесплатно готовят детей. Директор школы должен иметь мужество сказать родителям, может ли его учитель подготовить ребенка или нет. А после этого уже родители пусть думают о репетиторстве. Я за ЕГЭ еще и по такой причине: есть выражение "общий враг". Он мобилизует, заставляет объединиться. Так вот ЕГЭ - наш "общий враг". Это реальная смычка для учителей, родителей и учеников.